Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Феномен «лидеров группового мнения» впервые был описан П. Лазарфельдом и его коллегами в 1948 году, когда они обратили внимание, что новые идеи и другая информация из СМИ прежде всего попадает к людям, пользующимся определенным влиянием в своем кругу. Именно эти люди затем передают ее в устной форме тем, кто пассивен в поиске информации. Если знать специфику лидеров группового мнения как канала ретрансляции информации, то становится понятным, зачем в ходе предвыборных кампаний тратятся средства на написание обширных программных заявлений. Или, например, почему в ходе предвыборной кампании 1992 года кандидаты в президенты США Б. Клинтон, Дж. Буш, Р. Перо использовали так называемую рекламу длительного формата, когда программные заявления занимали от 30 минут до двух часов эфирного времени (20).

Рядовые граждане обычно рассматривают лидеров группового мнения как людей, лишенных скрытых мотивов или политической заинтересованности в распространении информации. Ведь они не являются представителями политической элиты, не получают непосредственную выгоду от распространения тех или иных сведений. Вот почему их мнения рассматриваются как заслуживающие доверия.

Вместе с тем американские исследователи отмечают в последние десятилетия падение влияния лидеров группового мнения. Это вызвано тем, что люди все в большей степени ориентируются на информацию, получаемую с экранов телевидения и по радио. В настоящее время практически каждый имеет возможность смотреть телевизор и, исходя из первичной информации — выступлений самих политиков, развернутых комментариев специалистов, — формировать свое мнение.

Люди престижа, как канал трансляции информации, обладают одной важной особенностью. Поскольку знаменитости всегда находятся в поле зрения журналистов, то информация об их политических пристрастиях может относительно легко попадать в теле- и радиоэфир. В итоге происходит усиление их воздействия за счет расширения аудитории. Однако напомним, что не следует преувеличивать их реального влияния на политические предпочтения широкой публики (см. п. 4.2 главы VI).

5. Слухи

Часто для передачи определенного вида информации политическими менеджерами используется такой специфический канал, как слухи. Этот канал отличается:

а) неопределенностью источника информации. Обычно человек, передающий информацию по этому каналу, подчеркивает эту не определенность, используя слова «говорят», «слышал», а иногда, чтобы придать достоверность сообщению, ссылается на более конкретный источник, но, как правило, тот, который недоступен слушателю;

б)    невозможностью уточнения, проверки передаваемой информации, прежде всего в силу ее анонимности;

в)    неформальным, доверительным характером ее распространения. Слухи распространяются устно в ходе доверительной беседы. Как замечает Г. Почепцов, «слух принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде, теряя многие свои качества, попадая на страницы, например, газеты. Там он служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной единицей» (21).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒