Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

В 1999 году по решению Европейской конфедерации PR (CERP) была создана специальная терминологическая рабочая группы, ко торая проанализировала различные формулировки PR. На основе этого доклада генеральная ассамблея CERP в июне 2000 года рекомендовала всем практикам в Европе использовать следующее определение: «PR — это сознательная организация коммуникации. PR — одна из функций менеджмента. Цель PR — достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации» (10).

Как мы видим, изначально PR определялся как особый вид отношений между организацией и общественностью, как вид (или функция) управления, осуществляемый организацией посредством коммуникации с целью установления и поддержания взаимовыгодных отношений с общественностью, создания позитивного отношения к себе со стороны населения, общественных и иных организаций. Исходя из сказанного, естественным будет обозначить аналогичные отношения, складывающиеся между политическими, государственными организациями, с одной стороны, и общественностью — с другой, как политический PR. Такой подход к обозначенной проблеме присутствует в коллективной работе, вышедшей в издательстве Российской академии государственной службы (11).

Однако есть еще одна особенность в освещении PR в литературе — смещение акцентов с целей PR на технологии решения задач. Поскольку PR — это коммуникативная деятельность, то считается, что отличительные черты PR надо искать именно в способах информационного влияния. Так, С. Блэк считает, что PR несовместим с манипу-лятивными приемами, с обманом, с агрессивным навязыванием чужого мнения, что он ориентирован исключительно на этически приемлемые в обществе способы влияния на общественность (12).

А.Н. Чумиков пишет о необходимости различать два вида коммуникативной деятельности — PR и пропаганду. По его мнению, «пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как ПР (русский аналог PR. — Авт.) основывается на правдивой информации; пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят ли они этого или нет; ПР носят более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи; наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; ПР в обязательном порядке предполагает налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории» (13).

Понимание PR как искусства и науки «достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (14) было впоследствии перенесено и на характеристику политического PR. Так, рассуждая о технологиях политического PR, А.И. Соловьев пишет, что они «нацелены на всестороннее разъяснение реципиентам существующих политических проблем, на создание положительного в их глазах образа (имиджа) коммуникатора, на обеспечение благоприятной общественной атмосферы для реализации предусмотренных действий, а также на завоевание и сохранение высокого авторитета Центра принятия решений. В конечном счете такая устойчивая линия поведения на информационном рынке ведет к формированию у людей устойчивой ценностной ориентации на политические события, побуждает их к сознательным действиям. Таким образом, между коммуникаторами и реципиентами устраняются многие преграды, в результате чего рядовые граждане активно и последовательно приобщаются к политическому процессу, вовлекаются в принятие и осуществление решений» (15). Иными словами, все корректные, этически допустимые формы ведения политической информационной кампании, политического убеждения — это PR, а манипуляция общественным мнением — это политическая пропаганда.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒