Вторую группу «маргиналов» мы назовем «экономической социомассой» и припишем ей для ясности девиз «Жить для общества!» (societas — общество). Кто это? Во-первых, социомасса характеризуется надэкономичностью, ее общественное сознание представляет из себя интеллектуальную (так, по крайней мере, считает она сама) силу, претендующую на функции управления и формирование мотивации хозяйственной деятельности низших масс (в их терминологии — «трудящихся»). В частности, корифеи (и не корифеи) нашей ясновидческой, рецептурной экономики безусловно принадлежат к социомассе. Там же проводит рабочее время и так называемая политическая элита. Эта адресация связана не с процессом, а с результатами деятельности социомассы не только в переходный, но и в допереходный период. Знаменитую фразу «Нет пророков в своем отечестве», рассматривая в приложении к социомассе, следует дополнить словами «и не надо!». Есть кому разобраться и без них.

Стабильные статистические 2/3 населения мы назовем «экономической рациомассой» (rationis — расчет, мера) с девизом «Жить, чтобы жить лучше!» и опишем ее, используя представления и терминологию современных институционалистов (например, О. Уильямсона). Они считают, что самой большой частью рациомассы являются «оппортунисты», следующие своим интересам самым широким спектром способов, в том числе и обманным путем! В этой же группе и носители «эгоизма» — простого следования своим интересам (у неоклассических экономистов). То есть мы имеем дело с так называемой «органической (естественной) рациональностью», характеризуемой настолько слабоорганизованным экономическим взаимодействием, что нельзя запланировать и проявить в чьем-то сознании такие вещи, как деньги, рынки, права собственности и т. д., как осознанную терминологию.

Но тут-то и проявляются во всей парадоксальности исторического процесса ситуации, когда «незнание» оказывается более эффективным для достижения поставленных целей, нежели «знание» этих целей и сознательное планирование их достижений! Примером могут служить многочисленные материальные успехи индивидов, впервые в жизни взявшихся за «не свое дело» — торговлю, извоз, ремесло, посредничество и даже менеджмент. В этой группе меньшинством являются люди, сознательно воспринимающие свободу и рынок, то есть взаимодействующие на основе договора.

Основным признаком рациомассы является своеобразное отношение ее элементов друг к другу, а именно деление на «своих» и «чужих». «Свои» — это я, мы (как семья или небольшая группа по интересу), «чужие» — все остальные. Причем в чужом поведении (тем более в мотивах этого поведения) «своим» не следует особо разбираться: пусть «чужие» занимаются своими делами и не лезут в наши! «Свои» полагаются только на себя и своих близких, частная жизнь для них — единственная сфера, где существует ответственность и солидарность. Отмечено, что ориентация на частные связи — закономерное явление в период кризисов, к каковым безусловно относится и наш «переходный период».

Рационоситель (человек, семья, группа) в отличие от социоэлемента стремится не к «истине», а к адекватности — занятию (захвату!) той ему одному предназначенной общественно-экономической ниши, в рамках которой имеет смысл и право развитие его индивидуальности по уже отмеченному пути - чтобы жить лучше.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒