Свобода, равенство, собственность.

Лозунги французской революции

Свобода выбора.

Равенство возможностей.

Неприкосновенность частной собственности.

Основные принципы Кодекса Наполеона

«Равенство перед законом» — не факт, а политическое требование; опирающееся на моральное решение, причем оно совершенно независимо от теории — вероятно, ложной — о том, что «все люди рождаются равными».

Карл Поппер «Открытое общество и его враги»

В современных демократических государствах развитие данных принципов привело к возникновению ценностей открытого общества.

Термин «открытое общество» принадлежит Анри Бергсону, впервые употребившему его в книге «Два источника морали и религии» (1932). Однако ввел в обиход его австрийский философ Карл Поппер в книге «Открытое общество и его враги» (1945). Поппер показал, что идеологии тоталитаризма, такие как коммунизм и нацизм, имеют нечто общее: все они претендуют на обладание абсолютной истиной. Но поскольку человечеству не дано познать абсолютной истины, этим идеологиям приходится прибегать к тирании, чтобы навязать свое представление обществу. Эти тоталитарные идеологии Поппер соотнес с иным взглядом на общество, который исходит из того, что ни у кого нет монополии на правду; люди могут иметь различные воззрения и различные интересы, а потому необходимы институты, которые способствовали бы примирению этих интересов и позволяли бы им жить вместе в мире. Эти институты защищают права граждан и обеспечивают свободу выбора и свободу слова.

Поппер назвал эту форму социальной организации «открытым обществом». Идеологии тоталитаризма враждебны открытому обществу.

<...>

Открытое общество представляет собой оптимальную форму общественной организации для того, чтобы взять максимум от жизни, а закрытое общество есть форма, более приспособленная для приятия смерти.

Джордж Сорос «Капиталистическая угроза»

НУЖНА ЛИ ВАМ СВОБОДА?

Человек выбирает между свободой и справедливостью, между равенством и эффективностью, между свободой и принадлежностью. Человек вправе выбрать несвободу; это тоже делает его человечным. Однако выбор между свободой и несвободой может и должен быть свободным.

Александр Эткинд, предисловие к «Философии свободы» Берлина

Массы хотят остановить руку; нагло вырывающую у них кусок хлеба, заработанный ими... К личной свободе, к независимости слова они равнодушны: массы любят авторитет, их еще ослепляет оскорбительный блеск власти, их еще оскорбляет человек, стоящий независимо; они под равенством понимают равномерный гнет... Массы желают социального правительства, которое управляло бы ими для них, а не против них, как теперешнее. Управляться самим — им и в голову не приходит.

Александр Герцен «С того берега» Стереотип совка — это жизнь под патронажем.

Владимир Глейзер

Всякий раз, когда мы оказываемся перед необходимостью морального решения относительно довольно абстрактного вопроса,, очень полезно тщательно проанализировать последствия каждой из возможностей, между которыми совершается выбор. Ведь только тогда, когда мы можем себе представить эти последствия в конкретной практической форме, мы действительно знаем, каким является наше решение. В противном случае мы принимаем решение вслепую. <...> Последствия не определяют наше решение, это делаем только мы — те, кто принимает решение. Однако анализ конкретных последствий и их четкое представление с помощью того, что мы называем «воображением», создает различие между решением, принимаемым вслепую, и решением, сделанным с открытыми глазами. И поскольку мы весьма редко пользуемся своим воображением, мы весьма часто решаем вслепую.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒