Однако если доминирующим стимулом является стремление к свершениям, то склонность к креативности может способствовать достижению целей. В этом случае применимы установленные методы измерения и оценки достижений, а креативность будет играть вспомогательную роль, полезную при реализации сложных комплексных проектов. Если же становится очевидным, что креативность тормозит достижения, человек, вероятно, с легкостью пожертвует ею. Если на деле все обстоит именно так, то с точки зрения мотивации не требуется никаких особых мер, за исключением предоставления рассматриваемому работнику достаточного простора для проявления креативности и достижения поставленной цели. Как и в других случаях, необходима четкая постановка проектных задач, которая служит основой для мотивации. При наличии конфликта между этими двумя побудительными стимулами возникнет напряженность между характеристиками креативности и целенаправленным поиском измеримых целей, присущих процессу достижений. В рамках мотивации следует отдать должное и тому и другому, но действовать она должна в направлении поддержания равновесия между креативностью и достижениями, которое наилучшим образом служит интересам организации.

Те, кому свойственно сильное стремление к достижениям в сочетании с низкой потребностью в креативности, проявляют тенденцию к свершениям, двигаясь по узкой прямой дороге. В отличие от своих более креативных коллег они не испытывают потребности в творческом риске или поиске кратчайших путей к решению задач. Наверное, их не следует привлекать к тем видам деятельности, для успешного осуществления которых требуется тонкая творческая интуиция.

Фактор 7, фактор 11 (самосовершенствование)

Стремление к достижениям и к самосовершенствованию, предполагающее самостоятельность действий, прекрасно сочетаются друг с другом. Достижения подразумевают персональные действия, приложение собственных усилий; самостоятельность означает умение держать ситуацию под контролем и управлять ею. Стремление к достижениям помогает работнику совершенствоваться и получать знания таким образом, что это позволяет ему усиливать контроль над ситуацией. В то же время личности с высокими стремлениями к достижениям и к самосовершенствованию могут проявлять высокую избирательность при постановке целей для себя. Они всегда будут задавать себе вопрос: «А смогу ли я почерпнуть что-то новое из данного занятия?» Если напрашивается отрицательный ответ, они могут не пожелать делать это.

В условиях работы их следует мотивировать, наглядно демонстрируя, каким образом выполнение очередного проекта может способствовать их саморазвитию и совершенствованию. Если этого не удается сделать так, такие работники могут проявить полное нежелание участвовать в реализации проекта, и нам придется убеждать их, что данный проект крайне важен для интересов организации и его необходимо выполнить, так как далее последуют новые проекты, участвуя в которых наш привередливый работник сможет получить широкую возможность самосовершенствования; иными словами, нам придется предложить ему сделку.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒