Что предпринимать в экстремальных случаях? С подобными людьми можно проводить беседы. Нужно показать им реальные последствия реализации их потребности; разъяснять, что в своих действиях они могут сосредоточиваться на собственных интересах, не принимая подчас во внимание интересы организации, что принятие объективных решений может представлять трудность для них. Организации будет только польза, если удастся показать им последствия некоторых принятых ими решений и тот ущерб, который они нанесли их карьерным перспективам. Следует попытаться выработать с ними план их будущих действий. Прежде всего следует дать понять таким людям, что они располагают всей возможной поддержкой высшего руководства, что несмотря на ошибки и промахи находят понимание, а организация ожидает, что они извлекут для себя урок из обсуждения и отныне будут учитывать потребности в признании заслуг тех, кто работает с ними вместе. В период аттестации работников непременно следует пересматривать эту ситуацию.

Удовлетворить людей, имеющих приоритетную потребность в признании, не всегда удается, например, если от окружающих они ожидают постоянного выражения одобрения и признания. Но, возможно, удастся подтолкнуть их к осознанию проблемы. Нужно постараться высказать этим людям признание, чтобы не лишить их желания работать. Можно также поощрять их завоевывать признание и в рамках неслужебной деятельности.

Теперь перейдем от рассмотрения негативной стороны стремления к признанию к тому, каким образом можно проявлять признание по отношению к работнику. Первое соображение состоит в том, что признание зависит от искренности его проявления. Если признание звучит неискренне, оно может демотивировать, и его лучше вообще не высказывать. Второе соображение заключается в том, что люди желают получать признание в разных формах. Для некоторых оно должно быть льстивым и преувеличенным. Другие лишь немногим большее, чем простой кивок, будут воспринимать как поддержку и покровительство. Установить, какая из форм признания уместна в каждом случае, можно лишь путем наблюдений. Третье соображение предполагает, что признание должно проявляться непосредственно после события, вызвавшего его, при этом следует четко указать, почему мы его выражаем.

Признание заслуг не обязательно должно сопровождаться существенным материальным вознаграждением. Это не означает дискредитацию материального поощрения, но обычно люди довольствуются бокалом вина, благодарностью, объявленной в присутствии коллег, или письмом с благодарностью, копия которого ложится на стол генерального директора. Достаточно признания в любой форме, если оно выражено с искренностью и теплотой.

Наконец, следует предвидеть, какой негативный эффект оказывает давление на тех, кто наделен высокой потребностью в признании. Постоянное давление в ходе работы действует на них разрушительно. Если их деятельность лишена признания, они могут стать особенно подавленными и будут действовать с минимальной эффективностью. Работа покажется им неинтересной и бессмысленной, а сотрудничество с коллегами утомительным. Люди, работающие в условиях оказываемого давления, нуждаются в пристальном внимании. Простейший знак уважения и признания может поднять их дух; мы сильно рискуем, игнорируя это несложное правило.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒