Обладатели повышенной потребности в социальных контактах при отсутствии потребности в личной влиятельности просто стремятся к обществу людей, не испытывая желания влиять на них. Их следует мотивировать, используя другие их потребности.

Фактор 4, фактор 9 (разнообразие и перемены)

Люди с высоким показателем фактора 4 в сочетании с высоким же показателем фактора 9 всегда рады общаться со множеством людей в самых различных ситуациях. Все, что им требуется, это постоянные контакты с широким кругом людей. В рамках различных видов деятельности можно проследить тенденцию к рассмотрению этими индивидуумами изменений как средства расширения социальных контактов или как источника удовольствия и лишь изредка как источника свершений, достижений. Этих людей находят приятными собеседниками, вероятно, даже душой компании, и в этом отношении они оказывают благотворное влияние на моральный климат всего коллектива. Очевидно, следует создавать и поддерживать для них возможность контактов, но если мы хотим, чтобы они действовали эффективно, следует апеллировать к другим мотивационным факторам, скажем, к стремлению к достижениям.

Те же, у кого наблюдается сочетание высокой потребности в социальных контактах с низкой потребностью в переменах и разнообразии, будут стремиться к общению. Они более склонны доводить порученное дело до конца. Их мотивация потребует создания возможности общения с широким кругом людей при выполнении относительно стабильных постоянных заданий.

Фактор 4, фактор 10 (креативность)

В рамках бизнеса креативность должна быть направлена на удовлетворение деловых потребностей и скорее всего проявляться в командной деятельности. Она отличается от традиционного стереотипа креативной личности, движимой только своими личными потребностями в творческом начале и совершенно не сосредоточенной на командных достижениях. Те, кому присущи высокие значения факторов 4 и 10, будут с удовольствием реализовывать свою потребность в креативности, усиливая творческий потенциал всей команды. Они будут стремиться к тому, чтобы работа в команде приносила удовольствие. Наша же задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективность работы команды; этого следует добиваться путем четкого определения проблемы, требующей решения, и обеспечения четкого понимания членами команды предъявляемых к их работе требований.

Мотивация должна состоять в предоставлении возможностей для поддержания контактов в рамках всей организации и в попытке создания атмосферы, в которой лучший опыт работы, интерес и удовлетворение ею обусловлены креативностью. Этого можно добиться, обеспечивая творческим достижениям работников внимание всего коллектива.

Те же, у кого при высокой потребности в социальных контактах (фактор 4) наблюдается низкая потребность в креативности, просто любят компанию и ни о какой креативности не помышляют. Вероятнее всего, их следует мотивировать, используя другие их потребности, скажем, в разнообразии, достижениях или в чем-либо другом.

Фактор 4, фактор 11 (самосовершенствование)

Те, кто обладает высокой потребностью в общении и потребностью в самосовершенствовании, очевидно, стремятся поддерживать контакты со множеством людей. В этом заключается их главный интерес. Если люди, с которыми они общаются, имеют высокую потребность в самосовершенствовании, то рассматриваемые нами индивидуумы, чтобы удовлетворить свою потребность, будут с готовностью участвовать с этими людьми в рабочих группах. В рамках бизнеса описываемый феномен будет скорее всего выражаться в оценке завершенных совместных проектов, включающей четкую постановку вопросов типа «Какие уроки мы можем извлечь из этого?» и «Что из сделанного мы могли бы сделать лучше?». Если же те, кто является объектом общения, не проявляют интереса к самосовершенствованию, рассматриваемые индивидуумы склонны просто адаптироваться к групповым нормам, какими бы они ни были. В этом случае их стремление к самосовершенствованию будет восприниматься ими как менее приоритетная потребность, нежели есть на самом деле, или будет осуществляться индивидуально. Им можно было бы помочь, создавая условия для совместного самосовершенствования с теми, кто имеет аналогичный мотивационный фактор.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒