4, что дает 33. Разумеется, заданные пределы выбора в рамках каждого вопроса установлены намеренно, чтобы избежать проблемы, которая может возникнуть лишь у немногих респондентов, но следовало исключить и эту возможность. Речь идет о сиюминутном нехарактерном для человека порыве, который может исказить достоверность полученных результатов. В сущности, это представляет собой отход на один-два шага в сторону от истинных предпочтений индивидуума, поэтому авторы предполагали, что постоянное повторение в сочетании с одновременными вариациями формулировок предлагаемых ответов позволят исключить некорректные высказывания, вызванные сиюминутным решением, и получить четкие неискаженные представления о человеке.

В табл. 3 приведены совокупные результаты «лучших» 1355 ответов на мотивационный профиль. Наиболее широкий диапазон значений у фактора 1 (потребности в высоком заработке и материальном поощрении). Амплитуда колебаний составляет 96 баллов. Наиболее узкий диапазон значений показал фактор 5 (потребность в долгосрочных взаимоотношениях), всего 45 баллов. Причем анализ статистики ответов показывает, что даже индивидуум, который присудил фактор 5 45 баллов, дал более высокие значения двум другим факторам.

Таблица 3. Совокупные результаты «лучших» 1355 ответов

Фактор

Диапазон

Мода

Медиана

0-96

0-83

0-69

0-81

0-45

0-88

2-81

0-79

0-78

5-81

7-84

15-97

Гистограммы


Надежность

Здесь мы сообщим добрую весть, которая подтверждена экспериментальным путем. 45 респондентов, заполнявших Мотивационный профиль, повторили эту процедуру с интервалом в два-четыре года и продемонстрировали удивительную последовательность и постоянство в своих ответах. Причем некоторые из респондентов успели за это время существенно продвинуться в своей карьере и претерпеть крупные жизненные перемены; и тем не менее при сопоставлении их результатов за разные годы были выявлены лишь незначительные расхождения. В семи случаях, когда респонденты дважды заполняли профиль с интервалом в три-четыре месяца, результаты также были почти идентичными. Таким образом, профиль доказывает свою последовательность и надежность во времени. Авторы продолжают работать в этом направлении.

По крайней мере один фактор показывает тенденцию к временным изменениям — фактор 3, потребность в структурировании. Этот вопрос более подробно освещен в разделе, посвященном отбору персонала. Аналогичные перемены характерны и для фактора 1 (потребность в высоком заработке и материальном поощрении).

Честность респондентов

Честны ли респонденты в своих ответах? Вероятно, да. Изначально мотивационный профиль предназначен для людей с развитым интеллектом; кроме того, его заявленная цель — помочь человеку лучше понять себя и свое отношение к работе, поэтому он практически не стимулирует респондентов к искажению правды. Авторы намеренно не включили в профиль вопросы на выявление потенциального обмана типа «Лгали ли вы когда-нибудь? ДА или НЕТ» или «Желали ли вы когда-нибудь, чтобы вашего партнера сбросили с крыши небоскреба?» Подобные вопросы направлены на то, чтобы поймать на лжи респондента, который хочет чуть-чуть (или сильно) схитрить; они являются индикаторами лжи и позволяют (другому лицу, а не респонденту) определить, насколько можно доверять честности отвечающего. Тот контингент, на который рассчитан Мотивационный профиль, распознает подобные вопросы за версту, поэтому они теряют смысл. При ответе на вопросы профиля, если респондент желает солгать, он солжет.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒