Цель совершенствования заключается в том, чтобы усилить способность руководителя соотносить беспорядок с поставленной целью. Первая часть процесса совершенствования предусматривает необходимость привить работнику глубокое понимание организационных целей и по возможности оценить его. Далее следует разобраться, какие аспекты беспорядка (хаоса) способствуют, а какие препятствуют достижению целей организации. Для этого следует прибегнуть к сочетанию аудиторного изучения и наблюдений, что поможет определить, какие действия желательны, а какие нежелательны для достижения целей. На этом этапе совершенствование предусматривает регулярные разборы и анализ действий. По мере развития способности снижать степень беспорядка и достигать целей должна повышаться степень сложности проблем. Результатом совершенствования является способность человека контролировать хаос и использовать его на благо организации.

Процесс совершенствования — это такой процесс, который стимулируется разнообразием и переменами. Это означает обучение как на производстве, так и вне его, использование как можно большего числа средств обучения. Он подразумевает эклектический подход к обучению, введение в него различных тем и аспектов организационной деятельности, что не оставляет места для скуки или утраты внимания. Следует как можно чаще возвращаться к ключевым темам, но немедленно переключаться на новые темы, как только внимание работника начинает рассеиваться. Этот подход используется для увеличения объема внимания работника. Мы, однако, не стремимся снизить остроту его потребности в разнообразии и переменах. Вероятно, это один из стимулов, помогающий ему справляться со все возрастающим давлением организации; наша задача состоит в том, чтобы научить работника контролировать его. И именно это намерение должно лежать в основе усилий по совершенствованию личности.

А какое совершенствование требуется человеку, не обладающему высокой потребностью в переменах и разнообразии? Очевидно, для людей, обладающих потребностью быть эффективными, необходимо наличие какой-либо ключевой сферы, в рамках которой поддерживается относительная стабильность. Если и работник, и мы как специалисты по совершенствованию персонала удовлетворены подобной ситуацией и она достаточно приемлема и устойчива, то никакого совершенствования может и не потребоваться. Однако поддержание подобных ситуаций на стабильном уровне редко бывает возможным, и тогда необходимо совершенствование, направленное на укрепление способности работника справляться с разнообразием и переменами. В этом случае в качестве основного подхода к совершенствованию рекомендуется работа вокруг зон стабильности, обучение работников способности наблюдать за переменами и анализировать их, чтобы обнаружить новые проистекающие из них возможности, и желательно делать это еще до того, как перемены вступят в свои права. Когда человек обучается этому искусству, он способен использовать перемены для создания стабильности в новых условиях. Когда этот подход полностью усваивается сотрудниками и переходит на подсознательный уровень, у них появляется способность управлять переменами, и они не пытаются больше избегать их.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒