Наилучший вариант совершенствования обладателей низкой потребности в факторе 3 — поместить их в условия неопределенности и постоянно загружать работой. Затем следует направить их на тот участок работы, где еще сложнее и где неопределенности еще больше. Они, конечно, будут возмущаться, что их контролируют, но поймут, что для более успешной работы им следует четко представлять себе, что от них требуется. Недостаток структуры и правил при отсутствии общего видения проблемы может привести к тому, что они впустую растратят всю свою энергию.

Совершенствование подобных работников имеет две основные цели. Первая — перевести процесс видения на инстинктивный уровень. Техническое обучение, которому их подвергают, должно не только научить их грамотно выполнять работу, но и развить в себе умение видеть и придерживаться необходимого направления. Вторая цель состоит в том, чтобы помочь им осознать роль структуры и научить поддерживать связь и успешно работать с теми, кто может обеспечить соблюдение правил и регламента, жизненно необходимых для эффективной работы организации.

Как фактор 3 влияет на характер процесса обучения?

Острота потребности в структурировании несомненно оказывает мощное влияние на процесс учения и требует самого пристального внимания. Те, кто обладает высокой потребностью в структурировании, предпочитают обучаться в структурированном порядке. Им выгодно пользоваться пакетным обучением. Они нуждаются в том, чтобы существовала полная ясность целей обучения и по возможности рекомендованные схемы оценки знаний. Упорядоченное обучение имеет свои преимущества. Оно подразумевает возможность эффективно и относительно быстро получить существенный объем знаний. Его недостатком является то, что оно ограничено сферой измеримых знаний. И недостаток этот весьма существен. Например, в структурированной упорядоченной манере невозможно овладеть более гибкими навыками. Для этого необходим такой подход к обучению, при котором отсутствуют жестко сформулированные цели и прогресс обеспечивается за счет приобретения опыта действий в условиях неопределенности. И тем не менее эти гибкие навыки являются важным компонентом менеджмента и должны быть освоены.

Для менеджера, ответственного за совершенствование персонала, проблема заключается в необходимости четко разъяснять смысл и Цели обучения. Обладатели высокой потребности в факторе 3 не могут самостоятельно постичь неясно сформулированные цели обучения, а столкновение с очевидной неопределенностью и нечеткостью может подействовать на них разрушительно. Здесь возможны два подхода. Первый состоит в том, чтобы создать такую среду доверия, в которой рассматриваемый работник сможет сделать решительный шаг и быстро погрузиться в учебу. Подобные мероприятия обогащают человека новым опытом, что создает прочную основу для дальнейшего совершенствования. Второй подход, который можно использовать наряду с первым, состоит в том, чтобы изначально создать структурированность обучения, а затем, по мере совершенствования работника, все больше и больше устранять ее.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒