Фактор 12 (потребность в интересной и полезной работе)

Те, кто имеет высокую потребность в действительно интересной и полезной работе, будут сторонниками перемен только в том случае, если это принесет пользу их работе. Для них недостаточно того, чтобы в результате перемен произошло простое расширение их обязанностей или ответственности, так же как и увеличение числа аналогичных по своей сути заданий. Такие люди желают, чтобы вследствие перемен их работа стала более глубокой, в большей степени удовлетворяла их профессиональный интерес. Это означает, что они допускают, чтобы выполнение работы стало более сложным, требовало более высоких технических и профессиональных навыков, а также мобилизации их интеллектуальных способностей.

Например, в процессе проведения исследований нам встретился геолог, работавший на транснациональную нефтяную компанию, у которого показатель фактора 12 имел значение 53 балла. Работа была высокооплачиваемой, он был вполне доволен своими коллегами и условиями работы. Чтобы поступить на эту работу, 18 месяцев назад он со своей семьей переехал в другой город. Геолог нуждался в консультации по дальнейшему развитию своей карьеры, поскольку его беспокоило, что поиски следующего столь же интересного проекта (нынешний проект должен был завершиться через три месяца) не дали ничего по уровню интереса, хотя бы отдаленно напоминающее нынешний проект. Он хотел выяснить, стоит ли ему предпринимать очередной переезд после того, как четыре месяца назад он купил дом, который ему очень нравится, ради интересной работы в другой части Европы, которая удовлетворяла бы его высоким запросам. В процессе беседы с ним стало понятно, что он готов вновь изменить личную и трудовую жизнь, только чтобы избежать работы, не соответствующей его талантам.

Теперь понятно, что люди с высокой потребностью в факторе 12 нуждаются в персональных консультациях по поводу своей работы и карьерного будущего. В приведенном примере руководитель, несущий ответственность за работу этого геолога, должен был постоянно следить за динамикой его потребностей. Сейчас может быть уже слишком поздно, если нет для него интересного проекта, к которому он мог бы подключиться и не менять места жительства и работодателя.

Руководитель, старающийся согласовать потребности работника и организации, постоянно держащий руку на пульсе своего персонала, по крайней мере заранее будет предупрежден о возможности возникновения подобной проблемы или сможет даже предотвратить ее появление. Обучение следует направить на личное консультирование и попытаться упорядочить в одном направлении организационные потребности с потребностями личности в саморазвитии.

Как справляться со стрессом

Определим понятие стресса более детально, но несмотря на то, что стресс может иметь причинами множество внешних факторов, например потерю работы, в данной главе для наших целей мощной внутренней причиной стресса мы будем считать блокирование мотивационных стимулов.

У каждого человека стресс проявляется по-разному. Рассмотрим ситуацию, в которой сотрудник организации должен принимать решения и направлять ход производственных операций, не имея четких ориентиров или инструкций и при отсутствии отлаженной обратной связи в процессе работы над проектами. Такое встречается сплошь и рядом. Если у этого сотрудника низка потребность в структурировании и регламенте работы (фактор 3), а потребность в признании выражена в средней или даже малой степени (фактор 6), он, вероятно, не будет особо беспокоиться из-за отсутствия четкого направления работы или недостатка реакции со стороны руководства. Другой работник с более ярко выраженными обеими потребностями будет считать свою работу весьма стрессовой. Без четких указаний, да еще с ощущением, что все его усилия пропадают даром, словно проваливаются в черную дыру, не принося никакого признания или хотя бы реакции со стороны начальства, он будет справляться со своим стрессом, как умеет. Осознавая, что он не может просто так поменять работу или работодателя, он, вероятно, снизит интенсивность своих трудовых усилий, скрывая это за показной деловитостью.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒