Фактор 10 (потребность в креативности)

Понятно, что креативность и перемены идут рука об руку. Креативность при этом может быть ненаправленной, стихийной, что добавит неразберихи в потенциальный хаос перемен. Существует опасность, что работники с низкой потребностью в структурировании и порядке и высокой потребностью в креативности могут спровоцировать бесконтрольные перемены. Осторожно сочетая поощрение и ограничения, руководитель может извлечь пользу из способности таких работников генерировать идеи, предотвращая опасность, исходящую от слишком смелых предложений. Одним из очевидных недостатков безудержной креативности является то, что порождаемый ею слишком большой выбор возможностей может парализовать волю некоторых людей, лишив их на какое-то время способности делать выбор.

Индивидуумы с высокими потребностями как в креативности, так и в структурировании (фактор 3) могут утратить работоспособность, если руководство плохо управляет переменами. Их потребность в порядке и регламенте может многократно усилиться, если они испытывают беспокойство, вызванное нескончаемыми переменами. Примером может служить заявление руководства о том, что организация вступает в период перемен, но в настоящее время оно не может предложить ничего более конкретного, чем общие контуры будущего устройства. Это будет восприниматься как угроза, за исключением случаев, когда взаимоотношения руководства и персонала очень крепки, так же как и их доверие организации. И без слов понятно, что креативность данных работников не будет работать на пользу организации до тех пор, пока не удовлетворена их потребность в структурировании.

Креативность, направленная в русло запланированных перемен, может расширить возможности организации и тем самым быть полезной для нее. Роль руководства заключается в том, чтобы правильно сфокусировать ее мощь, не отвергая окончательно более смелые предложения. Обучение персонала должно быть сосредоточено на организационных потребностях.

Фактор 11 (потребность в самосовершенствовании)

Перемены предоставляют возможности для самосовершенствования. Преимущества наиболее очевидны, когда достигнутое в их процессе самосовершенствование совпадает с заранее намеченными целями работника. Если это не так, роль руководителя состоит в том, чтобы помочь ему поставить перед собой новые личные цели. Если удастся добиться успеха, мотивация работника усилится. Если руководителя постигнет неудача, работник будет воспринимать перемены как раздражающий фактор, снижающий его мотивацию.

Если перемены не предлагаются со стороны, работник с высокой потребностью в самосовершенствовании будет сам изыскивать соответствующие возможности. Так, например, руководитель бригады в строительной индустрии, у которого в процессе исследования фактор 11 получил значение 49 баллов, заявил о своем честолюбивом замысле в течение двух лет добиться положения руководителя в промышленности и выяснял, поможет ли ему в этом прохождение курса MBA. По должности он обязан длительное время находиться на стройплощадке, при том, что продолжительность его рабочей недели слишком велика. Он был готов оплатить дорогостоящее обучение в университете, посещать занятия по вечерам и выходным дням, если бы это помогло приобрести ему дополнительные знания и навыки. На низшем уровне его стремление обучаться выражалось в том, что он посещал три курса обучения: один — по средам, четвергам и пятницам, другой — по выходным, а третий — по понедельникам и вторникам, посещать же еще и четвертый курс обучения, также по средам, четвергам и пятницам, не позволял график работы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒