Фактор 11, фактор 9 (разнообразие и перемены)

Люди, наделенные высокими потребностями в саморазвитии и в разнообразии, могут удовлетворять эти свои потребности эклектически, без разбора «поглощая» широкий спектр знаний и опыта. Они сами осознают, что потребность в разнообразии препятствует глубокому сосредоточению на саморазвитии. Как правило, не доводя никакое дело до конца, они принимаются за любое новое.

С позиций мотивации самосовершенствование может осуществляться через непрерывное разнообразие. Если от такого работника потребовать достижения глубины в каком-то одном деле, следует заранее стимулировать его тем, что в качестве компенсации за необходимость сосредоточиться на одном направлении ему будет предоставлена возможность совершенствоваться в других направлениях. Однако нам проще поощрять индивидуума сосредоточить усилия на глубоком постижении одного направления работы, если его стремление к самосовершенствованию относительно сильнее стремления к разнообразию.

Если потребность в разнообразии низка, гораздо больше вероятность того, что человек не будет разбрасываться в своем стремлении к саморазвитию, а также того, что он сможет приобрести глубину знаний и умений в какой-то одной области. Подобные работники вряд ли будут отвлекаться на другие виды деятельности. Но для начала следует установить, что их интересует, чтобы определить, стоит ли это глубоко постигать. Мы также должны быть уверены, что их саморазвитие не происходит в тех областях, которые в данный момент не представляют интереса для организации. Если индивидуум совершенствуется именно в таком направлении, нужно не пожалеть времени и переориентировать его на более приемлемые для организации цели.

Фактор 11, фактор 10 (креативность)

Стремление к самосовершенствованию вкупе со стремлением к проявлению креативности представляют собой мощную комбинацию. Креативность — это традиционный путь к саморазвитию. Кроме того, креативность представляет собой наичистейшую форму самостоятельности, никто не сможет сделать это так, как креативный работник.

Те, которым посчастливилось обладать такими устремлениями, в некоторой степени являются самомотивированными. Им требуется простор, они вряд ли благосклонно отнесутся к строгому постоянному надзору, хотя могут проявить интерес к конструктивному обсуждению. Здесь возникает обычная проблема — если организация платит сотруднику заработную плату, она желает получать от него отдачу. По этой причине неизбежно обстоятельное открытое обсуждение этой проблемы с работником с целью установления возможно более тесного соответствия между организационными и личными целями. Под открытостью мы понимаем признание потребности индивидуума в саморазвитии по сравнению с целями организации. Мы будем стремиться донести до него нашу точку зрения, состоящую в том, что полностью следовать только своим целям в ущерб целям организации ему не удастся. Однако организация может пойти на то, чтобы предоставить ему некоторое время и возможности для самосовершенствования, даже если не получит при этом непосредственной отдачи. В ходе общего обсуждения можно обговорить и проблему личного пространства для свободы действий индивидуума.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒