Фактор 11, факторы 4 и 5 (социальные контакты и взаимоотношения)

Те, кто стремится к саморазвитию и самосовершенствованию, могут существовать как в окружении людей, так и в одиночестве. Однако, если их потребность в социальных контактах занижена, это означает, что они вполне самодостаточны и способны работать сами по себе. Вся мотивация подобных людей сводится к тому, чтобы обеспечивать их работой, которая, по их мнению, способствует развитию, и время от времени убеждаться, что их деятельность соответствует требованиям организации.

Если потребность данных индивидуумов в контактах с людьми высока, то наряду с возможностью саморазвиваться им следует предоставить возможность поддерживать контакты с коллегами. Мы должны всесторонне рассмотреть, в какой степени они могут работать в составе команды, совершенствуя себя по мере развития и совершенствования команды. В организационной среде это может представлять наиболее благоприятное положение вещей. В наилучшем случае мы получим команду, состоящую из взаимодействующих работников ради достижения общей цели, которые осознают всю выгодность такой работы как для себя, так и для организации. Причем дополнительной пользой является то, что по мере развития члены команды упрочивают связи между собой.

В данном случае мотивация требует четкой постановки задач и управления постепенным развитием команды через все стадии ее эволюции, с особенным вниманием к управлению ею на стадии 2, известной как стадия конфликта (по терминологии, предложенной Тукманом (Tuckman, 1977)). Следует убедиться, что рассмотрены все варианты и имеются максимально широкие перспективы для саморазвития членов команды. Если команда действует не в проектной среде, полезно выдвинуть в качестве одного из пунктов работы требование постоянного усовершенствования. Цель этого двойственна: принести пользу организации и обеспечить простор для самосовершенствования. Мотивация будет усиливаться за счет поощрения всеобщего участия членов команды в процессе определения объектов усовершенствования. Если по ряду причин групповое обучение не представляется возможным, то первостепенная потребность в самосовершенствовании будет осуществляться на индивидуальной основе или в группах вне работы, где в центре внимания не обязательно будут находиться рабочие проблемы.

Фактор 11, фактор 6 (признание)

Люди с высокой потребностью как в саморазвитии, так и в признании предпочтут самостоятельно выбирать область для персонального совершенствования. Если их усилия будут признаны, это стимулирует их; в противном случае, они, вероятно, утратят стимул к саморазвитию. Такие люди, однако, будут упрямо следовать по ими лично выбранному пути саморазвития, но при этом стремиться найти способы завоевать признание. К счастью, в обществе имеется одинаково много возможностей как для саморазвития, так и для завоевания признания. Существует система квалификационных экзаменов, сертификатов, премий, и тот, кто успешно выдержал экзамены или завоевал призы, как правило, получает признание. Для этого организации могут не слишком подходить. Они склонны оказывать признание только в случаях, когда выбранная для совершенствования личности область совпадает с областью интересов организации. Иногда они могут быть даже не в курсе того, что индивидуум поднялся на очередную ступень в своем самосовершенствовании, или могут просто не замечать этого.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒