Наши исследования предполагают, что большинство тех, кто стремится развиваться, имеют потребность в деньгах ниже среднего. Естественно, это не означает, что таким работникам организация может платить меньше, чем было бы справедливо, и одновременно поддерживать их благоприятный моральный дух. Это означает, что поскольку потребность в деньгах у этих людей удовлетворена, она воспринимается ими как менее значимая, чем потребность в самосовершенствовании и независимости.

Те, у которых одинаково высоки потребности в больших заработках и в самосовершенствовании, вероятно, постараются приложить все усилия, чтобы связать свои личные устремления с целями организации. Они признают, что потребность в совершенствовании играет для них важную роль, но будут очень осторожны и тщательно взвесят все варианты, прежде чем решиться рисковать своим финансовым благополучием. Если, по их мнению, работа не может обеспечить их развития и совершенствования, они будут находиться в состоянии постоянного напряжения, вероятно, ощущая свою неспособность продуктивно работать. Они не готовы легко отказаться от финансовых преимуществ работы в данной организации, но основная часть их энергии будет направляться на поиски другой работы или просто на то, чтобы оставить работу.

Мотивация подобных работников требует потратить время на попытку примирения организационных и личных целей. Этого можно добиться либо путем перемещения их на другой вид работы, или стараясь связать работу с их персональными целями. Если мы добьемся успеха, организация получит щедрый выигрыш В противном случае придется столкнуться с уже знакомым спадом энергии и желания работать, замаскированными желанием сохранить работу как источник дохода.

Люди, сочетающие в своей натуре высокую потребность в саморазвитии с низкой потребностью в высоких заработках, несомненно, обратят внимание только на ту работу, которая сможет их заинтересовать. В погоне за своей целью они готовы даже испытывать серьезные финансовые трудности. Все, что организация, на которую они работают, способна для них сделать с целью мотивации — это помочь им в их стремлении. Если она не может предоставить им такие возможности и стимул, то ничего другого она также не сможет сделать для их мотивации. Тогда они либо покинут организацию, либо будут вносить минимальный вклад в работу.

Фактор 11, фактор 2 (физические условия работы)

Если потребность данных работников в саморазвитии удовлетворена, мы не должны столкнуться с проблемами их мотивации. Если проблемы все же возникли, они могут быть связаны с крайне неприемлемыми условиями работы, либо со скрывающимися за ними другими проблемами. Руководство поступит разумно, выслушав замечания людей с высокой потребностью в факторе 11 о существующих условиях работы, но более полезно в этом случае выяснить их общее отношение к работе и уточнить, как она соотносится с их потребностью в саморазвитии.

Фактор 11, фактор 3 (структурирование)_

С сочетанием факторов 3 и 11 возникает непростая ситуация. В целом факторы 11 и 3 можно считать противоположно направленными. Работники с высокой потребностью в факторе 3 желают, чтобы работа имела структуру, правила, руководящие указания, чтобы было четко известно, что от них требуется; они хотят получать указания о том, что делать и, возможно даже, как делать. Потребность в саморазвитии толкает их к независимости, а потребность в структурировании работы — к зависимости. Это противоречие скорее кажущееся, нежели реальное. Вполне возможно пользоваться значительной независимостью при сильном стремлении к самосовершенствованию, но при этом желать работать в жестко регламентированной среде. Примером тому являются судьи. Они принуждены действовать только в рамках законодательства и имевшихся прецедентов в судебной практике. Даже если они и обладают существенной свободой действий (выбора), ими управляют соображения справедливости и законности. И при этом они имеют широкое поле для самосовершенствования. Не существует пределов самосовершенствования судей. Аналогично высока и степень их независимости. Фактически они не подлежат увольнению, хотя действуют в среде, предусматривающей жесткие правила поведения и действий.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒