Мотивация должна в первую очередь обеспечить свободу проявления креативности. Для людей с сильным стремлением к саморазвитию следует также создавать соответствующие возможности, некоторые из которых следует связать непосредственно с организационными потребностями, хотя ряд возможностей для достижения саморазвития не связан будет с ними. Поскольку стремление к креативности является доминантным стимулом, оно, вероятно, будет проявляться и тогда, когда креативность не будет непосредственно связана с возможностью саморазвития, однако в долгосрочном плане данный индивидуум не сможет примириться с креативностью без самосовершенствования. Таким образом, следует поощрять в первую очередь те потребности, которые отвечают организационным интересам, необходимо также периодически обсуждать ход работы и вносить необходимые коррективы. Мы также должны признать необходимость саморазвития, не связанного непосредственно с интересами организации, и по возможности предоставлять шансы для его осуществления. Это увеличивает лояльность данного работника, его преданность делу и обязательность.

Людям, не имеющим выраженной потребности в саморазвитии, в качестве мотивации должно быть представлено пространство для креативности, но в долгосрочном плане они будут готовы и рады действовать в среде с низким потенциалом самосовершенствования.

Фактор 10, фактор 12 (интересная и полезная работа)

Если высококреативная личность нуждается в интересной и полезной работе и особенно если его работа является таковой, то налицо полное внутренне согласие и равновесие, — стимулы действуют в одном направлении. Задачей мотивации будет предоставление пространства и времени для креативности, но при этом следует попытаться связать ее с интересными аспектами работы. Несомненно, что основной движущей силой этих людей будет креативность, но их обязательность и преданность делу возрастут еще больше, если они увидят, что их вклад способствует продвижению общего дела организации. Мы должны предоставить им свободу действий, но при этом быть готовыми потратить достаточно времени для согласования организационных и персональных целей. Если потребность в интересной работе не удовлетворена, то работник может сосредоточить свою креативность на деятельности, которой он занимается в нерабочее время. В этом случае он будет терпимо относиться к своей работе, но уделять ей минимум внимания.

С помощью креативности возможно превратить самую неинтересную работу в работу, заслуживающую внимания. Это может сработать как основа краткосрочной мотивационной стратегии, хотя в интересах поддержания ясности не следует скрывать, что происходит. Это может создать противоречие между потребностью в интересной работе и креативностью и, вероятно, приведет к тому, что при первой же возможности индивидуум поменяет работу.

Люди, которым неважно, что их работа неинтересна, могут направить свою креативность на решение тех задач, которые необходимо решить, хотя они вряд ли будут проявлять ту же степень обязательности и преданности работе, какую можно ожидать от тех, кто чувствует, что их работа важна. Следует также помнить, что мнение о важности работы формируется в сознании того, кто ее выполняет. То, что один может воспринимать как тривиальность, в глазах другого будет выглядеть важным. Мы должны уточнить у работников, что они понимают под важностью или интересностью работы и принять их точку зрения, хотя она может и не совпадать с нашей. Когда мы точно узнаем, что им кажется важным, мы обретаем правильную основу для мотивации.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒