В этой ситуации перед руководителем стоят две различные задачи. В одном случае, для тех, кто сильно стремится к разнообразию, следует обеспечить возможность работать в нескольких областях над разными проектами. Здесь нас снова подстерегает старая проблема направленной концентрации усилий, а именно нежелание продолжать работать над проблемой, если первоначальные креативные решения неприемлемы. В подобных обстоятельствах мотивация может быть связана с презентацией одних и тех же идей в разном свете или с перемещением людей на другое направление с последующим их возвращением на прежнее место. В принципе задача заключается в том, чтобы создать у работника ощущение разнообразия. Однако когда стремление к креативности сильнее потребности в разнообразии, мы будем возвращать сотрудников к работе над прежними проблемами и они будут более мотивированными и последовательными в поисках креативных решений.

Для тех, кто не очень желает разнообразия, мотивация должна заключаться в убеждении их в том, что несмотря на отсутствие необходимости перемещать их с одного направления на другое они все равно продолжают оставаться креативными. В сущности, наша цель состоит в том, чтобы стимулировать их направить свой креативный разум на решение узкой задачи, но при этом уметь определить тот момент, когда креативность в работе над узкой проблемой неизбежно начинает ослабевать. Для этого необходимо поддерживать с такими работниками постоянный контакт, предлагая им свою помощь в те неблагоприятные моменты, когда кажется, что прогресс в их работе отсутствует.

Следует отметить, что различающаяся по сути организационная среда в разных компаниях может выдвигать разные требования. В сфере потребительских товаров, будь то в рекламе или в розничной торговле, где креативность направлена на удовлетворение переменчивого потребительского спроса и существует возможность действовать на нескольких рынках, высокая потребность в креативности и разнообразии имеют важное значение. Для работы в более определенной среде, например в научно-исследовательской лаборатории или в специальной области, стремление к разнообразию может играть роль тормоза. При планировании мотивационной стратегии следует учитывать подобные особенности организационной среды.

Фактор 10, фактор 11 (самосовершенствование)

Креативность создает возможности для самосовершенствования. Наделенные креативностью, как правило, имеют более широкий взгляд и привычку рассматривать широкий спектр мнений, нежели менее креативные индивидуумы. Таким образом, им удается изыскивать те возможности для саморазвития, которые наилучшим образом подходят им. В то же время те, у кого в одинаковой степени сильны эти два внутренние стимула, пожелают использовать их таким образом, чтобы они взаимно усиливались. А это означает, что они не будут с готовностью использовать свою креативность, если она не будет способствовать тому, что они считают своим персональным ростом. В то же время индивидуумы, у которых стремление к самосовершенствованию является не столь сильным, склонны конструктивно использовать свою креативность, направляя ее на достижение организационных, а не личных целей.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒