Но что следует делать креативному работнику, чтобы создавать больше? В этом креативность все больше напоминает болотный газ: источник его неизвестен, а время высвобождения непредсказуемо. Те, кто призван творить, иногда сами не представляют, какой результат у них получится. Они смотрят на суть проблемы глазами постороннего. Они спрашивают себя, за счет каких процессов возникает это творение, будь то идея, дизайн или что-либо еще, и что послужило для них исходным материалом. Возникает впечатление, что креативный индивидуум — это лишь простой инструмент, приспособленный для того, чтобы в какой-то момент с его помощью было создано нечто, ниспосланное ему свыше. И тем не менее есть несколько методик, к которым может прибегнуть творческая личность, чтобы поддержать творческий процесс. Продолжим аналогию с болотным газом. Основным требованием для его возникновения является гниение с помощью органической биомассы, а для креативности, как мы уже упоминали, непременным условием является наличие толерантной среды. Мы прекрасно знаем, что если присутствует творческая искра, разгореться ей поможет кропотливая тяжелая работа. Как сказал

Эдисон: «Гений — это один процент вдохновения и 99% работы в поте лица». Поэтому, побуждая творческие личности сосредоточиться и попотеть над проблемой, мы используем одну из самых важных возможностей стимулировать креативность.

Существуют специальные методики, позволяющие стимулировать творческую деятельность, например мозговая атака, обратные предположения, замена слов, принудительные комбинации, случайные слова, матрицы идей и многое другое. Правда, можно сомневаться, что ими пользовался Дебюсси или почти наш современник Шостакович, хотя не исключено, что они были популярны у Саачи (Saatchi — владельцы международной сети рекламных агентств Saatchi & Saatchi. — Прим. перев.). Однако подготовка почвы для того, чтобы идеи пробивались к жизни и цвели в свое удовольствие, может принести пользу. Признание составляет важную составную часть в поощрении использования этих методик, и в этом смысле это дает возможность управлять креативностью.

Можно предположить, что людям, наделенным креативностью, вполне по силам использовать креативные методики и работать много, упорно и продуктивно, но тем не менее признание напрямую не стимулирует их к этому. Признание, оказываемое креативным личностям, помимо поощрения успешнее использовать свою креативность, должно быть также актом уважения. Креативный работник, желающий признания, будет больше ценить уважение, хотя не всегда будет уверен в том, как следует подпитывать процесс, приносящий это желанное вознаграждение. В рамках бизнеса существует дилемма. Предполагается наличие измеримой связи между усилиями, эффективностью работы и вознаграждением. Бизнес не может вмешаться в процесс креативности. Он либо происходит, либо нет, причем сам по себе. Акт креативности может потребовать очень мало усилий, а может очень много, эффективность его определяется тем, признают ли другие рожденную идею и будут ли готовы вложить в нее средства и затратить время, а вознаграждение зависит от того, насколько успешно осуществляется маркетинг этой идеи. Стоит только вспомнить о сканере мозга EMI. Идея была блестящей, но прибыль и бизнес прошли мимо нее.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒