Те, кто наделен высокой потребностью в факторе 9 и низкой потребностью в факторе 7, лучше всего могут быть определены термином «дилетант». Они хватаются за это и за то и ни в чем не достигают сколько-нибудь существенного прогресса или приобретения опыта. Да это для них и не важно. Им нравится переживать новые ощущения, хотя иногда это может сводиться к согласному киванию в поддержку тех, кто что-то предлагает или делает. Для того чтобы они представляли для организации какую-либо ценность, им, вероятно, придется научиться добиваться, даже если они не испытывают этой потребности, или использовать другие свои дарования.

Фактор 9, фактор 8 (власть и влиятельность)

Проявление влиятельности всегда должно быть обусловлено какой-то целью. Влияние ради влияния, даже если оно и приносит удовлетворение его носителю, не имеет смысла. Но последовательно оказываемое влияние ради одной и той же цели и в одной и той же ситуации может принести впечатляющие результаты. Проблема заключается в том, что для работника, движимого стремлением к разнообразию и влиятельности, подобное проявление влиятельности может представляться слишком утомительным. Тогда возникает опасность, что влияние будет направлено не на достижение цели, а просто так, в никуда. В конце концов оно станет неэффективным, хотя внешне сохранится иллюзия бурной деятельности работника.

Мотивация и даже самомотивация должны предполагать наличие верно направленного побуждения. Если для этого недостаточно конкретных производственных требований, можно рассмотреть возможность использования других мотиваторов данного работника, полезных для организации. Так, например, можно направить его энергию на реализацию специальных проектов, связанных, например, с обще-организационными аспектами, требующими внимания и энергии. Можно дать им возможность использовать свое влияние в роли исполнителей, а можно разрешить предпринять исследования, которые могут оказать влияние на стратегическое мышление тех, кто занимает более высокие руководящие посты. На этом уровне можно разрешить им исследовать области, характеризующиеся неопределенностью, но представляющие важность для организации.

Конечно, все зависит от их способностей. Золотое правило состоит в том, что связь с теми, кто облечен властью, и работа в различных областях, представляющих важность, способны длительное время удовлетворять стремления к влиятельности и разнообразию.

Те, кто имеет высокую потребность в факторе 9 в сочетании с. низкой потребностью в факторе 8, будут искать иные пути получения разнообразия, никак не связанные с проявлением власти и влиятельности. Мотивировать их следует с помощью других факторов.

Фактор 9, фактор 10 (креативность)

Человек с высокой потребностью в разнообразии и стремлением к креативности может быть достоин всяческого восхищения как личность, но при этом может быть источником опасности для организации. Можно восхищаться его неутомимостью в поисках объектов, к которым он мог бы приложить свои недюжинные творческие способности, причем поиски эти спонтанны, они не имеют определенного направления или логики. Такие люди действуют скорее под влиянием творческого импульса, который время от времени овладевает ими. Во многих сферах бизнеса, за исключением тех, где креативность особо востребована и продуктивна, их бесцельность действует против них, поскольку цели организации они игнорируют и беззаботно перескакивают с одного на другое. В личном плане не ограниченное никакими рамками проявление креативности может приносить глубокое удовлетворение. В рамках бизнеса оно может сильно демотивировать, поскольку время идет, а работе все еще далеко до завершения. Мотивация в этом свете предстает как деликатное дело, состоящие в том, чтобы найти равновесие между предоставлением креативному работнику простора для творчества и с одновременным сосредоточением его внимания на задачах бизнеса.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒