Личностный уровень оптимизации отношений

Личностный уровень предполагает выявление и последующую оптимизацию в случае необходимости индивидуальной системы отношений к коллегам конкретного сотрудника. Каждый субъект является, с одной стороны, участником, а с другой — носителем системы отношений в коллективе, отражающим ее качественные характеристики, переживающим ее особенности, тем или иным образом касающиеся его самого. Именно поэтому работа с конкретными сотрудниками является необходимым элементом профессионального подхода должностных лиц службы персонала к оптимизации отношений в структурных подразделениях организации.

Основными факторами, обусловливающими необходимость оптимизационной работы, выступает низкий уровень отношений сотрудников, а также их конфликтность. Существенным условием, определяющим необходимость деятельности службы персонала по оптимизации межличностных отношений, является устойчивость неоптимальных отношений, выявляемая посредством фиксации динамики отношений в группах.

Таким образом, в результате изучения межличностных отношений в структурном подразделении специалист службы персонала может определить направления дальнейшей оптимизационной деятельности.

11.2. Учет результатов изучения особенностей персонала и трудовых коллективов психологом

Полные результаты социально-психологической оценки персонала должны быть доступны только лицу, проводящему исследование и обладающему соответствующей подготовкой, т.е. психологу или социальному работнику.

Основные результаты доводятся конфиденциально, т.е. конкретному сотруднику, его руководителю и работникам службы персонала. Если принимается решение об обнародовании итогового положения передовых сотрудников, то это решение должно быть психологически обоснованным, а сами результаты — сопровождаться соответствующей разъяснительной работой психолога или социального работника.

Запрещается ставить в известность членов трудового коллектива о том, кто конкретно выставил им негативные оценки. Работу с сотрудниками, находящимися в конфликтных отношениях, нужно вести деликатно. Основываясь на психологических и конфликтологических знаниях, необходимо выявить противоречия и, не обостряя их, стараться превратить данные противоречия в нейтральный или даже положительный фактор отношений.

В любом случае проводимая в коллективе работа должна согласовываться с заинтересованными лицами и осуществляться компетентными в этой области специалистами.

Сотрудник службы персонала, имеющий соответствующее психологическое образование, может почерпнуть дополнительную информацию из полученных данных и использовать ее в целях оказания помощи конкретным работникам и оптимизации межличностных отношений в коллективе.

Особое внимание психолога должны привлекать:

•    сотрудники, отвергаемые в коллективе;

•    авторитетность руководителей;

•    наличие неформальных лидеров в коллективе;

•    признаки внутренней конфликтности членов коллектива;

•    потенциальные межличностные конфликты в структурных подразделениях и др.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒