Вторая группа, напротив, после некоторого снижения показателей при втором опросе существенно увеличила оценки при третьем. Основной вклад в это повышение внесло общее улучшение отношений в группе, сохранение приоритета групповых интересов на фоне его снижения в других группах. Заметен рост оценок интел лектуальных и организаторских качеств студентов группы, а также оказания ими. взаимной помощи друг другу.

Наконец, третья группа, помимо уже отмеченной тенденции ухудшения оценок нравственных качеств, выделяется низкими величинами оценок студентами своего отношения к коллегам. Однако это еще не значит, что в группе действительно плохие отношения. При третьем опросе обобщенные оценки по модулю «Отношение ко мне» в этой группе самые высокие на курсе. При общем снижении приоритета групповых интересов в коллективе также снижаются и оценки нравственных качеств друг друга. Оценки интеллектуальных качеств характеризуются незначительным повышением. Также стабильны оценки и по модулю «Мешает — Помогает». Подобная устойчивость результатов, по-видимому, свидетельствует о наличии в группе определенного «ядра», обеспечивающего стабильность и задающего стандарты оценок своих товарищей.

Более углубленный анализ положения дел в данной группе подтвердил выводы, вытекающие из общих тенденций групповой динамики. «Ядро» коллектива составляли 9 студентов из 25, при наличии двух студентов, которые по своим деловым и нравственным качествам значительно уступали остальной группе.

? ВЫВОДЫ

1.    Анализ данных, полученных с помощью модульного социотеста, позволяет выявить общую динамику отношений членов коллектива, динамические характеристики различного типа диад, динамику рассогласования отношений в группе и отдельного сотрудника, а ia\<-же особенности межгрупповой динамики.

2.    Изучение динамики взаимоотношений сотрудников позволяет определить степень устойчивости различных типов отношений в коллективе. Устойчивость выявленных при первом опросе неоптимальных отношений является важным условием, определяющим необходимость деятельности должностных лиц по приведению данных отношений к норме.

Глава

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ 11.1. Оптимизация межличностных отношений в структурных подразделениях службой персонала

Изучение и оптимизация сложившихся в коллективах отношений не являются самоцелью, а служат задаче повышения эффективности их деятельности. Учет особенностей трудового коллектива, выявленных в ходе социально-психологической оценки, позволяет оказать существенную помощь руководителю в упорядочении межличностных отношений в коллективе, вскрыть назревающие конфликты, предпринять ряд действенных мер по их предупреждению и разрешению. Эти же данные дают возможность изучить общественное мнение, определить направления развития коллектива, снизить влияние негативных тенденций, снижающих эффективность руководства подчиненными. В связи с этим существенную помощь руководителям могут оказать как специалисты службы персонала, так и непосредственно штатные либо привлеченные для проведения оценки психологи.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒