После этого полученные результаты можно сгруппировать в соответствии с распределением работников по степени адекватности восприятия отношения к ним коллег, где а — стандартное отклонение разности средних значений по всем членам группы (табл. 9.3.1).

9.4. Этика работы по коррекции оценки отношений членов коллектива

Практика использования модульного социотеста показывает, что довольно часто люди имеют неадекватное (завышенное или заниженное) представление о месте, которое они занимают в коллективе. Многие, члены коллективов неверно оценивают отношение к себе своих коллег. Практически все не могут четко объяснить себе причину плохого отношения к ним.

В психологии данные навыки определяются степенью развитости социально-перцептивных качеств у человека, т.е. умений правильно воспринимать особенности отношений к себе со стороны других людей. Несмотря на то что в процессе общения и взаимодействия члены коллектива неизбежно чувствуют всю палитру отношений к себе, четко уяснить ее для себя и сделать правильные выводы, изменив свое поведение в конструктивную сторону, редко кому удается. Деструктивный вариант взаимодействия используется гораздо чаще: это или прямой конфликт, или молчаливый разрыв отношений, или избегание тесных контактов.

Затруднения в объективной самооценке можно объяснить действием защитных механизмов в психике человека. Эти механизмы включаются, когда работник чувствует, что отношение к нему не самое лучшее. Для себя он объясняет это чисто случайными обстоятельствами. Привычка к такой защитной реакции укореняется довольно быстро и может сопровождать человека всю его жизнь. Неквалифицированно вмешаться в данный процесс — значит лишить человека достаточно надежного средства защиты, не дав ему соответствующей точки опоры. Подобную ответственность может взять на себя только опытный психолог. Человек, далекий от психологии, получив результаты исследования, показывающие все тонкости отношений в группе, может не устоять перед соблазном сказать в беседе с коллегой: «Ты думаешь, что к тебе относятся в группе хорошо? Как бы не так!» Далеко не всякий человек сможет спокойно отнестись к подобной информации.

На первый взгляд кажется, что не стоит вмешиваться в налаженные внутренние процессы защиты, избегания, приукрашивания действительности. Да, возможно, и не стоит. Подобная работа приносит успех только тогда, когда ею достаточно профессионально занимается психотерапевт. В повседневных условиях это практически невозможно. Однако на практике от этой работы не уйти, поскольку к психологу или работнику службы персонала обращаются люди со своими проблемами в надежде получить помощь.

Выявление рассогласования самооценки работника и его мягкая в случае необходимости коррекция помогают как отдельному сотруднику, так и коллективу в целом. Как правило, последующая работа с данными сотрудниками проходит в форме психологического консультирования или психологической коррекции.

И консультирование, и психокоррекционная беседа могут проводиться только специалистами-психологами или социальными работниками во избежание возможных психологических травм. Члены коллектива информируются о полученных ими оценках строго индивидуально. Сообщая лицам, с которыми проводилось психодиагностическое обследование, его результаты, психолог должен исходить из того, что каждый из пользователей его информации должен быть подготовлен к ее восприятию и применению.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒