На протяжении последнего десятилетия в психологической литературе наблюдается эпизодическое появление публикаций, посвященных теоретическим и эмпирическим исследованиям различных типов ситуаций, возникающих в процессе деятельности. Пока еще нет оснований говорить о возрастании интереса к проблеме ситуации, но тем не менее он не ослабевает. В разработке данной проблемы сегодня наблюдается тенденция неравномерного, медленного, но в целом устойчивого наращивания знаний.

   Сущность ситуационного метода исследования конфликтов

Сущность ситуационного метода исследования заключается в выборе ситуации в качестве единицы анализа изучаемого явления. Так, в психологии «ситуация» предложена и успешно апробирована в качестве единицы анализа деятельности Б.Я. Швединым. Она позволяет анализировать деятельность не вообще, абстрактно, а в субъектно-объективной определенности.

Ситуация рассматривается в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности, объективные условия деятельности. Ситуация — это целостная часть деятельности, за определенное время развития которой решается одна из задач деятельности. Ситуация развивается в условиях конкретной объективной обстановки.

Ситуационный метод исследования позволяет выделить в изучаемом объекте такую структурную единицу, в которой представлены все основные свойства объекта. Затем можно собрать банк реальных ситуаций. Его исследование с помощью ЭВМ позволит установить те закономерности в развитии изучаемого объекта, которые другими методами выявить невозможно.

Конфликтная ситуация — это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека. Применение ситуационного метода в интересах исследования конфликтов имеет особенности. Они определяются спецификой объекта исследования, который более сложен по сравнению с деятельностью.

Конфликты так же, как и деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам. Изучение конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход. Устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. Другими словами, конфликтная ситуация — это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ.

   Особенности применения ситуационного метода исследования конфликтов

Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность в известной степени стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «во обще», а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒