В трудовых коллективах конфликтные отношения встречаются довольно часто. При анализе результатов исследований немаловажное значение приобретает выявление в коллективах именно этих отношений.

В § 7.2 были рассмотрены диады, свидетельствующие об острых негативных тенденциях во взаимоотношениях. Напомним, что это явно конфликтные, потенциально конфликтные и полуконфликтные диады. Далее рассмотрим еще два типа диад, выделение которых возможно на основе анализа результатов одного члена группы.

Условно конфликтные диады

С определенной степенью условности можно считать конфликтными взаимоотношения сотрудников А и Б на основе их негативной оценки только сотрудником А или только сотрудником Б. Ведь А строит свое взаимодействие с Б не на основе зачастую скрываемого Б своего истинного отношении к А, а основываясь на своем представлении об отношении к нему Б. Данное представление может довольно точно отражать реальное отношение, но может быть и искажено. В любом случае мнение сотрудника об отношении к нему коллег зависит от имеющегося у него представления и фиксируется посредством заполнения модуля «Отношение ко мне».

В данной формуле подсчитывается абсолютное количество случаев, когда заполняющий опросный лист поставил отрицательную оценку, оценивая как свое отношение к коллеге, так и отношение того к себе. Какие конкретно баллы он при этом выставил, здесь значения не имеет. Строго говоря, в явно конфликтных диадах можно выделить две условно конфликтные. Для анализа общегрупповых показателей конфликтности субъектов это возможно. Однако для профилактической работы с конкретными сотрудниками, находящимися в данных отношениях, следует в первую очередь учитывать специфику явно конфликтных диад.

8.2. Уровень конфликтности членов коллектива

Практически в каждом коллективе время от времени случаются конфликты. Влияние конфликтов на жизнедеятельность группы неоднозначно, но гораздо чаще оно негативное. Не только конфликты, но и напряженные отношения в коллективе снижают эффективность индивидуальной и групповой деятельности, ухудшают настроение и самочувствие работников. Тем самым значительно уменьшается эффективность функционирования организации в целом.

Важным профилактическим средством возникновения конфликтов между сотрудниками является индивидуальная работа с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью. Однако, даже обладая соответствующими навыками данной работы, руководители в определении конфликтных лиц зачастую пользуются лишь интуицией. При этом они, как правило, основываются на отрывочных сведениях о подчиненных, источником которых являются не самые высоконравственные сотрудники. Помимо этого, ситуация ухудшается в связи с отсутствием психолого-педагогического образования у многих должностных лиц. В полной мере при поверхностной оценке подчиненных проявляются ошибки социальной перцепции, различные «эффекты», хорошо описанные в литературе по социальной психологии.

Социально-психологическая оценка персонала позволяет, не прибегая к специализированным психологическим тестам, выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений в группе. Сравнить показатели сотрудников в различных коллективах можно с помощью индексов конфликтности. Для большей наглядности индексы конфликтности вычисляются без перехода к 10-балльной шкале.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒