Дружеские диады выделены курсивом. В данном случае их тринадцать: Попов — Ивашов, Попов — Лапин, Ивашов — Лапин, Котов — Ананьев и др.

Остальные типы диадных отношений являются нейтральными или нейтрально-положительными. В данных типах отношений один или оба сотрудника не определили своего отношения к коллеге. Чаще это связано с малым временем взаимодействия данных сотрудников или может свидетельствовать о желании одной или обеих сторон скрыть истинный характер своих отношений. Как правило, такие случаи в коллективах, имеющих достаточно большой опыт взаимодействия, встречаются нечасто. Если сотрудники получат опыт совместной деятельности или общения, то, скорее всего, они смогут дать более определенную оценку коллеге.

Результаты анализа диадных отношений в данном коллективе можно свести в единую таблицу (табл. 7.2.2). В целом данные табл. 7.2.2 свидетельствуют о достаточно большом количестве положительных отношений в данной группе, которые могут лежать в основе эффективной работы всего коллектива. Тем не менее около четверти всех имеющихся отношений в той или иной степени оцениваются как конфликтные.

Таблица 7.2.2. Сводная таблица диадных отношений в группе

Тип диадных отношений

Количество диад

Потенциально конфликтные

Полуконфликтные

Дружеские

Симпатии

Остальные

Всего

Для психолога, получившего подобные сведения, в первую очередь основными направлениями работы с коллективом должны стать: снижение числа конфликтных отношений в коллективе, выявление и профилактика противоречий, лежащих в основе данных отношений.

7.3. Общая сравнительная характеристика положения дел в структурных подразделениях организации

Для проведения сравнительной характеристики положения дел в трудовых коллективах необходимо опросить несколько структурных подразделений. Результаты опроса после обработки и определения средних значений сводятся в единую таблицу, которая и дает исходный материал для анализа.

Сводная таблица результатов опроса

Рассмотрим в качестве примера, как выглядит сводная таблица по результатам опроса работников трех структурных подразделений одной из обследовавшихся организаций (табл.7.3.1).

В данном случае опрос проводилая по пяти модулям: 1) МО («Мое отношение»); 2) ОМ («Отношение ко мне»); 3) ДО («Качество выполнения должностных обязанностей»); 4) НК («Нравственные качества»); 5) ИНТ («Интеллектуальные качества»). Средние показатели занесены в графу СР.

Таблица 7.3.1. Сводная таблица результатов опроса организации

Модуль

№ отдела

МО

ОМ

ДО

НК

ИНТ

СР

7,12

7,25

6,90

6,35

6,67

6,86

6,47

6,60

6,14

6,23

6,15

6,32

7,07

7,23

6,78

7,12

6,83

7,01

В целом за организацию

6,89

7,03

6,61

6,57

6,55

6,73

Интерпретация подученных данных

Сравнительный анализ позволяет сделать ряд выводов:

•    по средним показателям лидирует третий отдел. Вслед за ним идет первый отдел, на последнем месте находится второй отдел;

•    основной вклад в общее первое место третьего отдела внесла высокая оценка сотрудниками нравственных качеств своих коллег. Также наибольшую из всех подразделений оценку сотрудники третьего отдела дают членам своего коллектива по интеллектуальным качествам. По остальным показателям оценки первого и третьего отделов примерно равны;


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒