2)    сотрудником А отношения к нему сотрудника Б (А Б);

3)    сотрудником Б своего отношения к сотруднику А (Б -> А);

4)    сотрудником Б отношения к нему сотрудника А (Б А).

Если сотрудники дают друг другу положительные оценки, то можно констатировать, что между ними установились вполне благополучные отношения. Причем, чем более высокие оценки они выставляют друг другу, тем более выражены взаимные симпатии и тем более эффективно может протекать взаимодействие между ними.

Отрицательные оценки, выставленные одним сотрудником другому или же обоими сотрудниками друг другу, свидетельствуют о напряженности в отношениях между ними. Если отрицательные оценки выставлены на уровне —1 —2, то можно констатировать легкую степень напряженности в отношениях. Оценки -4, -5 показывают, что противоречия носят выраженный конфликтный или предконфликтный характер, причем если они выставлены обоими сотрудниками, то существует большая вероятность реально существующего или произошедшего в недавнее время острого конфликта.

Если продолжить анализ результатов опроса трудового коллектива, начатый нами в § 6.2, то можно получить данные, касающиеся общего характера взаимоотношений в этой группе (табл. 7.1.1).

Из табл. 7.1.1 видно, что в коллективе есть сотрудники, к которым негативно относятся коллеги. Больше всего отрицательных оценок у Хозьева — шесть. Он в свою <|>чередь также выставил пять отрицательных оценок коллегам. Такие же проблемы и у Долгова. Отсюда одним из главных направлений дальнейшей работы с коллективом должно быть выявление причин трудностей данных сотрудников в межличностных отношениях.

Таблица 7.1.1. Выявление отрицательных оценок в опрошенном трудовом коллективе

п/п

Фамилия оцениваемого члена группы

Оценки членов группы по модулю «Мое отношение»

Индивиду альное среднее

Номер

Попов

2,9

Ивашов

-2

-3

-3

1,2

Деревко

-5

2,9

Котов

3,6

Ананьев

-3

-2

1,7

Хозьев

-1

-3

-1

-5

-3

-3

-1,1

Лапин

-5

2,6

Долгов

-2

-2

-3

-1

0,2

Томашов

-3

2,0

Малинин

-2

2,9

Если вывести среднее арифметическое всех средних оценок по модулю, то можно количественно оценить общий характер взаимоотношений, качество профессиональной деятельности, нравственный потенциал и другие характеристики группы. Данные по разным модулям необходимо свести в единую таблицу, что позволит наглядно представить положение дел в коллективе (табл. 7.1.2). При этом к результатам, полученным при использовании шкалы от —5 до +5, необходимо прибавить 5 баллов.

Представление членов коллектива о том, как относятся к ним коллеги, отличается от реального отношения и составляет ОМ = 7,1 балла. Средняя оценка качества выполнения коллегами своих профессиональных обязанностей КД = 7,4 балла, а нравственных качеств — НК = 7,1 балла.

Сравнение между собой средних результатов по модулям «Мое отношение» и «Отношение ко мне» показывает, что работники данного коллектива оценивают отношение к ним коллег лучше, чем оно есть на самом деле. В свою очередь, сравнение средних баллов по модулям «Качество выполнения должностных обязанностей» и «Нравственные качества» показывает приоритет деятельностного критерия.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒