5.    Каждый курсант, охваченный исследованием, имеет право на консультацию психолога, проводящего опрос. Одним из направлений беседы может быть определение резервов для повышения его статусного положения в коллективе.

Например, для 20-го по списку курсанта, занимающего за счет высоких работоспособности и интеллекта 9-е место по общему ста тусу, этими резервами могут стать улучшение эмоциональных отношений с сослуживцами на основе более внимательного к ним отношения и повышение значимости групповых ценностей и интересов.

Таблица 6.2.4. Групповые коэффициенты корреляции между модулями

МО

ом

иг

ФК

Р

НК

ОРГ

ИНТ

М-П

СР

МО

1,00

0,92

0,82

0,44

0,73

0,88

0,57

0,74

0,84

0,88

ом

1,00

0,82

0,26

0,66

0,80

0,49

0,62

0,81

0,79

иг

1,00

0,51

0,85

0,89

0,57

0,78

0,82

0,90

ФК

1,00

0,70

0,61

0,54

0,71

0,41

0,73

р

1,00

0,92

0,40

0,89

0,77

0,90

НК

1,00

0,46

0,85

0,88

0,93

ОРГ

1,00

0,56

0,57

0,71

ИНТ

1,00

0,79

0,92

м-п

1,00

0,87

В свою очередь, для 11-го по списку курсанта, занимающего

20-е    место по общему статусу, крайне необходимо обратить внимание на свою работоспособность, ибо данный недостаток перевешивает все его положительные черты: доброжелательное отношение к товарищам и умение налаживать с ними контакт.

6. Для каждого курсанта опорой в развитии является та личностная сфера, которая высоко оценивается его коллегами: для 19-го по списку — его организаторские способности и интеллект, для

21-го    — его физические качества и т.д. В индивидуальной работе с курсантами необходимо подчеркнуть их положительные качества и вызвать стремление работать над развитием тех сфер, в которых они отстают.

Последующая работа по оптимизации социальных процессов, проводимая командованием факультета в подразделении после получения данных исследования, стрла более обоснованной и привела к положительным результатам.

Таким образом, внимательное изучение командирами, воспитателями, психологами, а также преподавательским составом результатов опроса, полученных с помощью модульного социотеста, является важным условием своевременного и качественного психолого-педагогического воздействия на социально-психологические характеристики данного коллектива, целенаправленной работы с курсантами по оптимизации параметров межличностных отношений и активизации их личностного роста.

? ВЫВОДЫ

1.    Ранг каждого сотрудника в коллективе по любому из используемых модулей показывает степень его авторитетности в группе по интересующему исследователя критерию.

2.    Статус каждого сотрудника определяется по обобщенному показателю, среднему по всем изученным модулям. Сотрудники, имеющие наивысший статус в группе, являются неформальными лидерами данного коллектива.

Глава

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

7.1. Общая характеристика межличностных отношений в группе

Изучение особенностей межличностных отношений в трудовых коллективах позволяет выявить как взаимные симпатии, так и антипатии в диадах.

Взаимоотношения в диадах проявляются в четырех оценках:

1)    сотрудником А своего отношения к сотруднику Б (А -> Б);


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒