Таблица 6.2.3. Распределение курсантов в группе в соответствии с их обобщенным статусом

№ по списку

Отношение группы к человеку

Отношение человека к группе

Интересы организации — Личные интересы

Физические качества

Работо способность

Нравственные качества

Организаторские способности

Интеллект

Мешает — Помогает

Общий статус

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Итоговая средняя оценка

Статус в группе

8,7

8,4

8.4

8,9

9,0

8,9

7,6

9,5

8,4

8,6

8,6

8,5

8,2

8.9

8,2

8,1

9,1

9,5

7,4

8,5

7,9

8,1

8,0

9,5

8,2

8,1

9,3

8,5

7,3

8,3

8,3

8,0

6,7

9,5

7,1

8,0

8,7

8,1

7,0

7,9

6,6

7,2

7,1

8,9

7,9

7,1

8,5

8,3

6,2

7,5

7,9

7,7

7,2

9,3

8,0

8,0

6,2

7,3

5,9

7,5

6,6

7,5

7,4

8,6

8,2

7,2

И

5,6

8,8

6,4

7.4

7,1

7,5

6,6

9,1

f,

7,9

8,1

5,1

8,1

6,8

7,4

5.8

6,8

6,0

9.1

8,1

7,1

7,4

9,1

6,7

7,3

7,8

8,1

6,8

8,2

7,8

7,9

5,6

7,1

6,4

7,3

7,5

8.0

7,3

7,6

7,3

7,7

5,2

6.9

6,6

7,1

и

7,9

7,9

6,7

5,6

7,9

7,3

5,5

7.3

6,6

6,9

7,7

7,8

6,0

4,7

6,6

7,3

4,1

7,7

6,5

6,5

1 ^

6,6

*16

7,5

т17

4.5

5,3

21 -

5,7

ШТ

9,0

з •-

5,7

7,1

6,3

6,6

6,6

5,9

6,5

5,9

6,5

4,7

6.4

6,2

6,2

6.9

7,9

6,3

4,2

5,0

5,5

8,1

5,3

5,5

6,1

6,1

6,9

4,3

7,6

6,5

6,2

3,7

6,7

5,9

6,0

5,5

6,5

5,1

6,7

5,5

4,7

6,1

7,6

4,9

5,9

5,6

6,6

5,5

7,7

5,7

5,1

5,9

5,5

4,7

5,8

6.9

8,1

5,0

5,6

4,9

5,3

5,2

5,7

5,6

5,8

5,7

7,5

6,9

4,1

5,7

6,3

4,2

5,5

6,2

5,8

5,2

6,2

4,2

8,8

4,7

4,6

7,9

5,7

4,7

5,8

6,0

7,0

4,9

4,7

6,1

5,6

4,3

6,3

5,5

5,6

3,6

6,2

4,8

5,4

5,7

4,6

1,9

4,1

4,2

4,5

3,1

5,3

2,3

3,8

2,3

3,1

3,0

2,8

3,7

3,3

3.    Помимо лидеров и отвергаемых в группе можно выделить статусные микрогруппы. Это в первую очередь курсанты, занимающие статусное положение в группе с 5-го по 12-й. Они являются середняками, закрепившимися в верхней половине группы. Нередко натянутые отношения кого-то из этих курсантов с лидерами свидетельствуют об их возможно неосознанных претензиях на лидерство в группе.

Курсанты, занимающие статусное положение с 13-го по 23-й, в большей степени тяготеют к нижней части списка. Неудовлетворенность своим положением, как правило, проявляется в повышенной конфликтности и натянутых отношениях с ближайшими соседями по статусному положению. Замечено, что курсанты с низкими нравственными качествами нередко пытаются поднять свой статус, унижая наиболее низкостатусных членов коллектива. В высокоразвитых коллективах такие факты сами по себе приводят к снижению оценок этим сослуживцам по нравственному компоненту другими военнослужащими.

4.    Анализ рангового распределения курсантов по разным модулям показывает, что ими в большей степени ценятся интеллектуальные и нравственные качества сослуживцев, их работоспособность, а также умение отдавать приоритет интересам группы перед личными интересами. Именно показатели по этим модулям оказывают наибольшее влияние на обобщенное статусное положение курсантов. Более наглядно эту связь можно увидеть, проведя корреляционный анализ полученных рангов.

Данные, представленные в табл. 6.2.4, показывают, что свое отношение к сослуживцам курсанты преимущественно определяют с учетом отношения к ним самим и нравственных качеств коллег. Это наблюдение подтверждается материалами других исследований, в которых используемые социометрические показатели при выполнении корреляционного анализа оказываются связанными статистически достоверными коэффициентами корреляции с индексами групповых оценок. Эти индексы характеризуют две первые подсистемы отношений по горизонтали, что свидетельствует о достоверности полученных с помощью рассматриваемых методик результатов.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒