Обобщенный лидер группы — командир 2-го отделения. Его стабильно высокое положение практически по всем изученным параметрам не может не вызывать уважения и хорошего отношения к нему группы.

На фоне достаточно высокого положения других младших командиров командир 3-го отделения, несомненно, является аутсайдером. По всей видимости, именно за счет неплохих физических данных наряду с достаточно высокими организаторскими способностями он и был назначен на должность. Однако низко оцениваемые группой нравственные качества, работоспособность и интеллект, неумение строить свои отношения с курсантами группы, желание получить выгоду за счет других — все это, по мнению группы, является достаточным основанием, чтобы данный командир отделения оказался на самых низких местах в общей неформальной структуре подразделения.

Если проанализировать ранговое распределение непосредственно в отделениях, то следует отметить довольно ровное положение курсантов всех отделений. В каждом из них есть курсанты, входящие в первую десятку лидеров группы, в каждом есть и те, кто тянет группу назад. Для исследователя, желающего уделить большее внимание оптимизации отношений курсантов в отделениях, собранного материала достаточно для предложения обоснованных рекомендаций.

Более глубоко проникнуть в суть особенностей отношений в коллективе и рангового распределения курсантов позволяет некоторое изменение структуры данной таблицы. Конечно, если ее составлять вручную, то это отнимет много времени. Если же результаты опроса занесены в персональный компьютер, то подобное изменение можно провести буквально в течение нескольких минут.

В результате мы получаем очень удобную для анализа таблицу (табл. 6.2.3). Теперь можно не только выявить ранговое распределение курсантов, но и сделать важные выводы из анализа их статусов:

1)    насколько лидеры доминируют над остальными курсантами;

2)    насколько отстают от ближайших соседей отвергаемые группой курсанты;

3)    сколько в группе имеется микрогрупп курсантов, имеющих близкий статус;

4)    какие личностные качества курсантов наиболее ценятся в данной группе;

5)    в какой области у каждого находятся резервы повышения своего ранга;

6)    какие качества курсанта являются для него опорой в коллективе и т.д.

Приведем по одному примеру, иллюстрирующему изложенные выше положения (в отчете указываются конкретные фамилии подчиненных).

1.    В данной группе имеются три ярко выраженных лидера. Это

10, 16 и 4-й курсанты по списку. Близко к ним подходив 2-й курсант по списку, но ему мешает не слишком высокая работоспособность, а также больший по сравнению с лидерами индивидуализм, забота о личных интересах.

2.    В подразделении есть два отвергаемых коллективом курсанта — 5-й и 23-й по списку группы. Первый — менее выраженный аутсайдер, хотя единственное, что позволяет ему рассчитывать на понимание сослуживцев, — это не самые худшие физические данные и средняя работоспособность. Положение второго очень тяжелое. У него нет никаких видимых резервов на улучшение своего статуса в коллективе. Настораживает крайне низко оцениваемый группой интеллект данного курсанта. Видимо, необходимо определить, насколько обобщенный аутсайдер соответствует требованиям, предъявляемым к офицерам. С обоими курсантами необходима кропотливая работа командиров и психолога, в первую очередь направленная на улучшение их эмоциональных отношений с товарищами.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒