Ранговое распределение членов трудового коллектива по остальным шкалам, используемым исследователем, показывают положение их в коллективе по другим параметрам. Далеко не всегда высшие ранги по отдельным модулям занимают одни и те же сотрудники. Чем больше аспектов отношений в коллективе изучает исследователь, тем более проявляются разнообразные позиции каждого члена коллектива.

6.2. Статусно-ролевые позиции в группе

С помощью социотеста можно выявить статус каждого члена коллектива.

Определив среднюю арифметическую всех оценок, полученных по каждому из модулей в отдельности, можно выявить абсолютных лидеров и сотрудников, психологически отвергаемых в подразделении.

В качестве примера приведем сводную таблицу результатов (табл. 6.2.1), полученных в одном из изученных трудовых коллективов (все фамилии изменены).

Таблица 6.2.1. Определение статусного положения сотрудников в коллективе

п/п

Фамилия

Отношение группы к человеку

Отношение человека к группе

Качество выполнения должностных обязанностей

Нравствен ные качества

Итоговая средняя оценка

Статус в груме

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Средняя оценка

Ранг по модулю

Попов

7,9

7,4

6,8

8,4

7,6

Ивашов

6,2

7,0

7,4

7,4

7,0

Деревко

7,9

7,3

7,2

7,9

7,6

Котов

8,6

7,9

8,8

7,8

8,3

Ананьев

6,7

7,6

7,3

6,7

7,1

Хозьев

3,9

5,0

6,7

4,1

4,9

Лапин

6,6

7,7

7,6

7,4

7,6

Долгов

5,2

5,9

6,3

6,0

5,9

Томашов

7,0

7,3

7,4

7,2

Малинин

7,9

8,0

8,1

7,7

7,9

Сравнительный анализ общего статуса каждого члена коллектива и его ранга по отдельным модулям позволяет выявить основные сферы, в реализации которых он добился максимальных для себя успехов, а также сферы социальной деятельности, которые у него недостаточно выражены и снижают его общий статус в коллективе.

Обладая подобной информацией, руководитель структурного подразделения, психолог или социальный работник в индивидуаль ной работе с персоналом организации непосредственно может оказывать влияние на проблемные сферы каждого члена коллектива, мотивируя на совершенствование в них. Также целесообразно опираться и поддерживать те сферы, в которых сотрудник добился видимых успехов.

Статус конкретного члена коллектива, таким образом, зависит от положения сотрудника в каждой из рассматриваемых сфер. Для определения сфер взаимодействия, наиболее значимых в данном подразделении, проводится опрос непосредственных руководителей, а также самих членов коллектива. Основываясь на результатах опроса, можно не только определить значимые сферы взаимодействия, но и придать им соответствующий коэффициент значимости. В этом случае точность определения индивидуального статуса каждого члена коллектива существенно повышается.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ,

Особенности выявления рангового и статусного положения в коллективе

Особую актуальность оценка социально-психологических характеристик имеет в коллективах, в которых в силу различных факторов довольно сложно провести реструктуризацию, вывести или ввести тех или иных людей в их состав. Яркими представителями таких коллективов являются воинские подразделения.

В качестве примера приведем итоговые результаты обследования одной из групп курсантов военно-учебного заведения (табл. 6.2.2). Специфика курсантского коллектива заключается в тесных межличностных контактах; повышенном уровне ответственной зависимости каждого члена коллектива; ограничении свободы нахождения вне коллектива; наличии формальных лидеров — младших командиров (сержантский состав) из числа самих курсантов; высокой значимости как индивидуальных, так и групповых форм деятельности; повышенных требованиях к физическим, интеллектуальным и организаторским способностям каждого и прочих особенностях.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒