Организаторские функции исследователя. В целом имеются различия в степени добросовестности подхода к исследованию в трудовых, учебных и воинских коллективах. Чем выше должностное положение опрашиваемых, тем ббльшую роль играет их доверие к исследователю. И наоборот, чем ниже — тем ббльшую значимость приобретает четкая организация, оперативное реагирование на возникающие вопросы и реплики, личная уверенность в необходимости данного исследования проводящего его.

При проведении исследования желательно сразу добиться, чтобы во время совместной работы не раздавались реплики, замечания, громкие вопросы. Все это может быть неверно понято остальными испытуемыми и оказать нежелательное давление на них. Поэтому самый верный подход — это во время инструктажа оговорить, что если при заполнении бланков у кого-то появятся вопросы, то он должен поднять руку, и исследователь к нему подойдет с разъяснениями. Если вопрос окажется значимым, то исследователь пояснит ответ на него всем остальным.

Желательно, чтобы во время проведения опроса не присутствовали непосредственные руководители опрашиваемых, если сами они не подвергаются опросу. Присутствие руководителей может оказать влияние на некоторых респондентов, вызвать подозрение относительно доступности для них всех результатов.

Исследователь, сделав необходимые пояснения, дает указание на начало работы. Во время работы по заполнению бланков он следит за дисциплиной, оперативно разрешает возникающие проблемы, отвечает на индивидуальные вопросы.

Большое значение приобретает наблюдение за опрашиваемыми. Имеются некоторые признаки, говорящие о недостаточной добросовестности испытуемых. К таким признакам относятся:

•    периодические разговоры с соседями, иные формы помех, создаваемых другим участникам опроса;

•    слишком быстрое заполнение бланка. Сам характер поставленных вопросов требует некоторого погружения в себя, поэтому время меньше 5—7 секунд на один ответ может быть сигналом о недобросовестном подходе;

•    редкое обращение к списку группы, особенно если он написан на доске;

•    наличие на столе посторонних предметов, отвлекающих внимание (книг, записей и т.п.);

•    другие признаки по опыту исследователя.

При обнаружении какого-либо из указанных признаков недобросовестности исследователь должен обратить внимание опрашиваемого на необходимость более внимательной работы. Если же подобные сигналы повторяются, можно попросить испытуемого прекратить работу и написать на бланке причину его нежелания работать по предложенной схеме. Иногда испытуемые имеют весомую причину для отказа от исследования и честно готовы ее указать.

В любом случае наблюдение за аудиторией и готовность прийти на помощь является дополнительным фактором, указывающим испытуемым на серьезный подход исследователя. Самому исследователю наблюдение за вербальными и невербальными проявлениями в группе (при этом возможны и незначительные пометки для себя) позволит при обработке и интерпретации результатов получить более обширную информацию.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒