1)    численный состав группы, ее официальный статус в структуре организации, статус ее официального руководителя;

2)    социально-демографические характеристики группы;

3)    состояние трудовой дисциплины;

4)    система разовых поощрений:

•    процент членов группы, получивших в течение года разовые материальные и моральные поощрения;

•    процент членов группы, не получавших в течение года поощрений;

5)    степень общей нервной напряженности, загрузка отдельных анализаторов и двигательных органов в процессе труда;

6)    уровень функциональной взаимосвязанности работников в процессе деятельности;

7)    организация общественной жизни в группе:

•    включенность членов группы в общественную деятельность;

•    регулярность проведения совещаний в подразделениях, уровень активности членов группы на собраниях, совещаниях и т.д.;

•    информационная обеспеченность группы;

•    организация культурно-массовой, спортивной работы в коллективе, мероприятий совместного отдыха;

•    уровень работы по повышению квалификационно-профессиональной и образовательной подготовки членов группы.

Второй этап

Второй этап включает в себя сбор информации субъективного характера, на основе которой впоследствии рассчитываются показатели межличностных отношений в группе. Основным содержанием этого этапа является проведение опроса членов данной группы по разработанной и адаптированной к конкретным условиям жизнедеятельности коллектива методике.

Опрос имеет своей основной целью получение определенных количественных показателей, совокупно характеризующих составляющие межличностных отношений в группе. В структуре показателей межличностных отношений отношение сотрудника к коллегам выражается с помощью индекса групповой оценки, а их отношение к нему — соответственно индексами оценки как самого отношения к сотруднику, так и уровня конфликтности с ним.

Отношения «по горизонтали» в целом выражаются индексами групповой оценки отношения товарищей, конфликтности с ними, дружбы в коллективе. Кроме того, в системе взаимоотношений «по горизонтали» выделяются три основные подсистемы, каждую из которых можно описать комплексом показателей:

1)    подсистема личных избирательных отношений, основанных на личных симпатиях и антипатиях в сфере делового и личного общения. Данная подсистема представлена отношениями взаимной доброжелательности и личных симпатий, чуткости и внимательности по отношению друг к другу, взаимного уважения и интереса к другим членам коллектива;

2)    подсистема профессиональных отношений, возникающих между членами группы в процессе профессиональной деятельности и яв ляющихся основой для сплочения коллектива. Ядро данной подсистемы составляют отношения взаимной ответственности, взаимной требовательности, сотрудничества, взаимопомощи, соревнования и т.д.;

3) подсистема нравственных отношений, формирующихся на основе групповых норм поведения и отражающих типичный для данной группы общий стиль взаимоотношений. Данная подсистема отражает отношения порядочности в поступках и высказываниях, а также специфический контекст профессиональной этики и социальной ответственности.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒