•    известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл);

•    в научных коллективах конфликты, обусловленные предметнопознавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем.

Обобщая результаты исследований учеными рассматриваемой проблемы, отметим, что межличностные конфликты в организациях положительно влияют на эффективность совместной деятельности почти в три раза чаще, чем отрицательно.

Одновременно следует выделить различные аспекты негативного воздействия конфликта на качество жизнедеятельности группы:

•    конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе и организации;

•    частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности;

• во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива (Д.Л. Моисеев, 1997). По завершении конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15—16% ситуаций (А.Я. Анцупов, 1992; А.И. Шипилов, 1993). Это происходит в тех случаях, когда конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным, и победа правого оппонента оказалась «пирровой»; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.

? ВЫВОДЫ

1.    По мнению зарубежных менеджеров, межличностные взаимоотношения по-разному влияют на эффективность деятельности персонала. Прежде всего, это зависит от уровня социально-психологической зрелости группы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения между членами группы чаще всего способствуют успешности его работы.

2.    Исследования отечественных психологов подтверждают наличие определенной связи и взаимозависимости межличностных отношений и эффективности деятельности социальных групп. Чем более коллективный характер имеет деятельность групп, тем теснее связаны межличностные отношения и качество групповой деятельности.

3.    Значительный вклад в изучение особенностей влияния отношений в группе на качество ее деятельности внесли военные ученые. Особо выделяется двойственная функция конфликтных отношений.

ВОПРОСЫ АЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К РАЗДЕЛУ I

1.    В чем состоит отличие основных западных концептуальных подходов к решению проблемы повышения эффективности функционирования организаций? Раскройте их содержание.

2.    Какие особенности оценки персонала в" практике западного менеджмента вам известны?

3.    Каковы особенности японской системы управления и оценки служащих?

4.    В чем, по мнению отечественных психологов, заключается оценка личности в системе межличностных отношений?

5.    Раскройте известные вам методы оценки межличностных отношений в трудовом коллективе.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒