Кроме того, им доказано, что результативность учебно-боевой деятельности первичного воинского коллектива определяется главным образом уровнем развития таких важнейших факторов-детерминант взаимоотношений, как целевая и мотивационная идентификация личного состава подразделения, его эмоциональная сплоченность, стиль руководства, удовлетворенность каждого военнослужащего своим психологическим статусом.

А.И. Квасюк (1994), рассматривая влияние взаимоотношений офицеров подразделений на эффективность их совместной деятельности, показывает неоднозначный его характер. Им выявлено, что характер взаимоотношений, их уровень могут как улучшать, так и ухудшать эффективность совместной деятельности. По данным автора, существует оптимальная зона взаимоотношений, при которой эффективность деятельности является наивысшей.

В исследованиях военных ученых, изучавших различные аспекты конфликтных отношений в коллективах, также выявлены различные аспекты зависимости качества совместной и индивидуальной деятельности от степени разрешения или осуществления целенаправленной работы по предупреждению конфликтов в малых группах. Как правило, качество совместной деятельности у офицеров после разрешения конфликтов становится лучше (А.Я. Анцупов, 1993; А.И. Шипилов, 1993; Ю.И. Мягков, 1994; А.Ю. Куликов, 2000).

Вместе с тем не выявлено значимого влияния конфликтов на качество деятельности оппонентов и жизнедеятельность коллектива суворовцев и курсантов вузов (И.А. Ламанов, 1997; В.В. Синеок, 1997). Взаимоотношения в период учебы в военном училище неразделимо связаны с общением и совместной деятельностью. Они сопровождаются взаимным обменом мыслей, чувств, поступков, что, в свою очередь, приводит к согласию (несогласию) в межличностных отношениях и установлению определенного уровня взаимоот ношений, свойственного каждому периоду обучения. Конфликтные отношения курсантов и суворовцев, как правило, не связаны с характером их деятельности.

В целом отметим, что позитивное влияние конфликтов на качество деятельности коллективов заключается в следующем:

•    конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития;

•    конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С его помощью руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения;

•    конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка;

•    поскольку основной возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива;


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒