Подсчитано, что рост производительности труда находится в прямой зависимости от хорошего настроения рабочего и достигает 5—10% от среднего уровня. И наоборот, плохое настроение на та кую же величину от среднего уровня снижает производительность труда. Таким образом, в зависимости от настроения рабочего она может колебаться в пределах от 10 до 20%. Следовательно, настроение рабочего можно рассматривать как важный производственный фактор. Взаимное уважение и взаимопомощь, внимание к личности члена коллектива присущи нормальному морально-психологическому климату и являются нормой взаимоотношений.

Психологи, исследовавшие активность личности в группе студентов, пришли к выводу, что главным мотивом деятельности в вузе является получение профессиональных знаний. Изучая влияние группы на успешность учебы студентов, Л.П. Панасенко (1974) утверждает, что характер и сила влияния академической групп>1 на студента зависят от психологического климата. Л.К. Рахматулина (1975) подчеркивает, что оптимальные психологические взаимоотношения в коллективе способствуют достижению наибольшей успешности в учебной деятельности, получению членами коллектива максимального удовлетворения от своей деятельности.

Исследование Т.В. Пелевиной (1972) показывает, что студенты ощущают влияние группы больше всего в учебно-научной деятельности, причем влияние снижается к 4—5-му курсу.

Взаимное влияние как изменение мыслей и оценок под воздействием окружающих может быть ситуативным, но в целом оно постоянно. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых взаимоотношений.

Симпатии и положительные совместные результаты деятельности делают людей более открытыми, что позволяет им адекватно оценивать свои взаимоотношения. Антипатии и не дающая значимых результатов совместная деятельность существенно понижают уровень взаимоотношений, который является следствием образования своеобразных «фильтров», ограничивающих взаимовлияние. Это приводит к определенной дисгармонии, дисбалансу взаимоотношений.

В исследованиях военных ученых также обосновываются разные направления анализа влияния межличностных отношений военнослужащих на совместную деятельность.

В.П. Лазарев (1984) показал, что чем лучше социально-психологический климат коллектива, тем значительнее результаты деятельности личного состава подразделения и тем выше уровень боевой готовности.

В.В. Федотов (1987), рассматривая проблему взаимоотношений в первичном воинском коллективе и их влияния на эффективность учебно-боевой деятельности, отмечает зависимость характера влияния взаимоотношений на эффективность совместной деятельности преимущественно от формы функционального взаимодействия военнослужащих в процессе выполнения учебно-боевых задач. Так, при совместно-взаимодействующей форме организации воинского труда воздействие взаимоотношений на его ход и результаты проявляется выше, чем при совместно-индивидуальной или совместно-после-довательной организации воинской деятельности.

Также В.В. Федотов выявил обусловленность характера протекания взаимоотношений не только официально заданными требованиями, но и функциональным взаимодействием военнослужащих, личностными качествами и уровнем притязаний, а также нормами и традициями воинского коллектива.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒