Эта концепция была основана на важнейшем положении о том, что управление межличностными отношениями повышает степень удовлетворенности работников результатами своего труда и является основой повышения его производительности. Наибольшее распространение она получила в 30—50-е гг. XX в.

   Концепция управления с позиций науки о поведении

Концепция управления с позиций науки о поведении — это относительно современная теория, получившая развитие в 1960-е гг. Основная цель ее разработки — повысить эффективность деятельности организации в результате совершенствования управления персоналом.

В рамках данной концепции осуществлялись исследования различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. В качестве главного показателя отношения людей к труду рассматриваются мотивы. Положительная мотивация выступает главным фактором успешности выполнения работы.

Исследования, проведенные психологом А. Маслоу (1908—70), показали, что мотивами поступков людей часто являются не экономические силы, как ранее считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены в денежном выражении. Большой вклад в развитие данного направления внесли также Ф. Херцберг, Д. Мак Грегор и др.

   Основные направления развития теории и практики управления человеческими ресурсами

В настоящее время идеи, заложенные основоположниками теорий управления, переживают новый виток развития. Современный менеджмент продолжает развивать все лучшие достижения различных подходов.

Основными направлениями развития теории и практики управления человеческими ресурсами являются1:

•    систематизированный подход к управлению организацией;

•    профессиональный отбор и профессиональное обучение персонала;

•    углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделирования;

•    применение количественных методов при принятии управленческих решений;

•    разработка методов оптимизации межличностных отношений для повышения производительности и удовлетворенности трудом;

•    разработка ситуационного подхода;

•    использование психологических знаний в управлении, понимание необходимости создания в организации условий для реализации личностного потенциала каждого работника и др.

1.2. Оценка персонала в практике западного менеджмента

Если результаты деятельности организации ухудшаются, то необходимо приступить к выявлению и анализу причин данного явления. С этой целью прежде всего осуществляется комплексный анализ внешней и внутренней среды.

В процессе анализа контролируются внешние по отношению к организации факторы для определения возможностей компании и существующих для нее угроз. Оценка угроз и возможностей, имеющих место для конкретной организации, обычно проводится в следующих областях: экономика, политика, рыночные возможности, конкуренция, технологии, международное положение, социальное окружение.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒