Еще 15% компаний составляют «бегуны на средние дистанции», находящиеся в поисках новых путей и резервов своего развития. Кадровая работа в этом слое предприятий во многом зависит от сиюминутных взглядов их руководителей. Именно в этих компаниях нанимают управляющего персоналом, не зная, зачем он нужен, иногда руководствуясь соображениями престижа или необходимостью создания рабочих мест для своих людей. Директор одной рекламно-издательской компании признался, что должность управляющего персоналом занимает его жена, которой скучно сидеть дома. Понятно, что толку от такого кадровика никакого. Второй сказал, что у него тоже есть менеджер по персоналу. На вопрос о том, чем занимается этот менеджер, последовал ответ: «Оформляет трудовые книжки». Кроме того, данная группа компаний характеризуется самой высокой текучестью работников кадровых служб. Появившиеся специалисты хотят реальной работы, реального влияния на внутренние процессы компаний, но, получая «по рукам» и не находя поддержки у руководителей, уходят. Здесь неминуемо затрагивается вопрос о взаимоотношениях «руководитель предприятия — кадровик». Но это тема отдельного разговора.

Группа «бегунов на средние дистанции» неоднородна. Приведенные выше примеры касаются не лучшей ее части. Верхняя половина компаний из данной группы выводит персонал-менеджеров на уровень руководителей среднего звена, но не более. Эта же часть компаний чаще всего пользуется услугами внешних консультантов, направляет сотрудников кадровых служб на семинары и т.п.

Кадровые службы компаний являются основными потребителями популярных книжек по управлению. Их вопросы носят конкретный характер, и их можно охарактеризовать следующим образом: «Не учите меня жить, помогите материально». В буквальном смысле этого слова. Они с удовольствием получат ксерокопию какой-либо анкеты или проекта трудового договора. Их любимый вопрос: «Как это сделано в другом месте? Мы сделаем так же, но по-своему».

Третья группа компаний мала и страшно далека от народа. Это «бегуны на длинные дистанции». Их можно пересчитать по пальцам. Управляющий персоналом входит в группу высших руководителей. Руководители кадровых служб таких предприятий — желанные гости на семинарах в качестве выступающих. Именно с ними общается пресса, желая затронуть «животрепещущую» тему. «Погоды» эти компании не делают. К консультантам практически не обращаются. На профессиональных встречах они многозначительно улыбаются и надувают щеки. Общение с ними безусловно полезно и интересно. Но оно носит скорее характер «методических советов» и «круглых столов».

   Распределение респондентов по признаку «сфера деятельности»

Чуть более половины исследованных предприятий (56) ограничивают свою деятельность каким-либо одним направлением. Причем более 75% из них функционируют в непроизводственной сфере. Разделяют по нескольким направлениям свою деятельность 44 компании, причем больше половины из них в той или иной мере связаны с производством.

   Форма реализации функции управления персоналом


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒