4)    оценить степень понимания руководителями предприятий и кадровых служб необходимости работы с персоналом как ресурсной составляющей бизнеса.

Предложение принять участие в исследовании было обращено к компаниям, занимающим активную позицию на рынке Санкг-Петербурга.

Выборка характеризовалась следующими факторами:

•    регулярность публикации компаниями-респондентами рекламных материалов о производимой продукции, реализуемых товарах и оказываемых услугах;

•    представленность компаний-респондентов в общедоступных справочниках: «Абонент», «Бизнес на ладони», «Весь Санкт-Петербург», «Желтые страницы», «Лучшие в Санкт-Петербурге», «Совместные предприятия Санкт-Петербурга»;

•    представленность компаний-респондентов в газетах «Бизнес-шанс», «Биржа труда», «Деловой Петербург», «Профессия»;

•    база данных кадрового агентства «DERO».

Путем телефонного или прямого обращения к предприятиям делалось предложение принять участие в опросе. После получения предварительного согласия респондентам доставлялась анкета. Респонденты самостоятельно заполняли анкету, высказывая собственное суждение по поводу заданных вопросов применительно к практике своего предприятия.

Самым неожиданным результатом было то, что, несмотря на актуальность темы, ее регулярное обсуждение в прессе и на семинарах, компании настороженно отнеслись к самой идее исследования управленческой практики. Количество компаний, пожелавших ответить на вопросы, составило только 10%. 27 компаний (3%) посчитали, что организаторы опроса могут передать полученную информацию налоговым органам. Еще 45 респондентов (5%) заподозрили организаторов в связях с криминальными структурами. 71 компания (8%) не сумела четко сформулировать причину отказа. Возможно, это было недоверие к организаторам опроса. В 170 компаниях (19%) руководители отказались от участия в опросе без объяснения причин, 178 руководителей (20%) сослались на недостаток времени. Столько же объяснило свой отказ сложностью тематики опроса. Еще 223 компании (25% отказов) заявили, что не нуждаются в подобной информации.

Сопоставив эти данные со структурой портфеля заказов агентства «DERO», авторы исследования выяснили, что за период с апреля 1996 по апрель 1997 г. из 363 принятых в работу заказов на подбор персонала только 5 было на работников кадровых служб. Из них: ассистент управляющего персоналом — 2, сотрудник отдела кадров — 1, управляющий персоналом — 1, заместитель директора по кадрам — 1. Причем последний должен был совмещать управление персоналом с работой в торговом зале. Эти цифры выявили важную особенность: управление персоналом пока еще является данью моде, руководители еще не готовы приобщиться к практике, получившей распространение во многих зарубежных фирмах и доказавшей свою эффективность.

По оценкам исследователей, если все компании, действующие на рынке Санкт-Петербурга, принять за 100%, то 80% из них — «бегуны на короткие дистанции». Их главная задача — выжить любой ценой и добежать до вожделенной прибыли. При этом они «сжигают» все, чем располагают, бросая в «топку» бизнеса в первую очередь людей. Естественно, что для таких предприятий персонал — только материал. Расходы, связанные с рабочей силой, рассматриваются ими только как издержки, которые необходимо сокращать любыми способами. Ни о какой серьезной, целенаправленной кадровой работе здесь и говорить не приходится.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒