2.3. Деловая оценка персонала российских организаций и фирм

Основным источником проблем в любой организации являются люди, в том числе руководители коллективов. По данным американских исследователей, 90% фирм разрушаются из-за ошибок менеджеров. По данным российских социологов, 85% фирм ликвидируется из-за «внутренних» причин. Отсюда актуальной проблемой выступает объективная оценка сотрудников организации.

Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

Цели деловой оценки персонала

На основании степени указанного соответствия достигаются главным образом следующие цели.

•    выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;

•    разработка возможных путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника;

•    определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины.

Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении ряда дополнительных задач:

•    установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным или иным вопросам;

•    удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда.

Выделяют следующие проблемы управления, решение которых требует проведения оценки персонала1^

1. Аттестация персонала. При этом оцениваются личные и профессиональные качества работника, степень его подготовленности, умения, навыки, опытность в работе, продуктивность. По возможности выявляется вклад работника в общий результат деятельности организации.

2.    Подбор и расстановка персонала. Формирование резерва на выдвижение. В большинстве случаев руководители стремятся подобрать кандидатуры на освобождающиеся места среди сотрудников своей организации. Помимо всего прочего, это еще и существенная экономия средств.

3.    Подготовка руководителей, повышение их профессиональной компетентности и уровня управленческой культуры. Оценивается объективный уровень общих и специальных способностей, знаний, навыков, а также личностных проблем.

4.    Совершенствование управления коллективом. Оценка персонала способствует реорганизации и улучшению структуры аппарата управления, повышению квалификации и воспитанию персонала, оптимизации его численности.

5.    Сокращение персонала. В любой организации время от времени встает вопрос о приведении численности персонала в соответствие с изменившимися требованиями, внедрением новых технологий, изменениями на рынке и т.д. Перераспределение (сокращение) персонала очень часто сопутствует этим процессам.

Проведение профессиональной и личностной оценки персонала позволяет увидеть сильные и слабые стороны сотрудников, сформировать планы обучения, создать гибкую систему мотивации персонала, обеспечивающую индивидуальный подход, сформировать команду, создать кадровый резерв.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒