Все результаты индивидуальных выборов заносятся в социоматрицу — обобщающую сводную таблицу, в которой напротив фамилии каждого сотрудника проставляется положительный и негативный выбор других членов коллектива. На основе анализа односторонних и взаимных выборов определяются основные социометрические показатели: социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, эмоциональная экспансивность, коэффициент сплоченности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликтности, в том числе лица, находящиеся в психологически напряженном (конфликтном) состоянии.

Располагая достоверной картиной неофициальной структуры трудового коллектива, психолог получает возможность рассмотреть действительные причины каждого отдельного случая нарушения трудовой дисциплины, увидеть истоки его зарождения в тех или иных взаимоотношениях в коллективе, принять меры, ликвидирующие его негативные последствия и возможность повторения.

Собственно психологических методов, с помощью которых в психологии изучаются межличностные отношения, довольно много, и рассмотреть их все не представляется возможным. Психологи широко используют в своей работе западные методики, адаптированные на отечественной выборке.

Из отечественных методов можно назвать несколько достаточно валидных и надежных — таких, которые дают разностороннюю и ценную информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе. Одни из этих методов характеризуют персональное отношение человека к другим людям, другие — положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых отношений, третьи — психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен.

Кратко охарактеризуем те методы, которые непосредственно связаны с оценкой межличностных отношений в группе.

Семантический дифференциал. При помощи данной методики определяется эмоционально-личное отношение человека к другому человеку, являющемуся членом социальной группы, в которую входит испытуемый.

В качестве инструкции респонденту предлагается оценить членов своей группы с помощью нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных (плохой—хороший, приятный— неприятный, полезный—бесполезный и т.д.), отметив крестиком свое эмоциональное отношение к ним по шкале от —3 до +3 баллов. Средняя оценка по всем десяти шкалам «семантического дифференциала» является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к оцениваемому человеку.

Цветовой тест отношений представляет собой невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Методической основой данного теста является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на предположении о том, что существенные характеристики невербальных отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях.

Психолог раскладывает перед тестируемым на белом фоне в случайном порядке цветные карточки (в соответствии с цветовым рядом Люшера) и предлагает подобрать к каждому из членов группы подходящие цвета.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒