Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изуче ния сотрудников и требует соблюдения определенных условий проведения:

•    четкое определение основной цели и последовательности вопросов;

•    непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;

•    исключение каких-либо записей во время беседы;

•    позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения сотрудника в целом, его отношения к работе и различным явлениям окружающей действительности. При этом достигается цель обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества сотрудников, а также их отношения в коллективе.

При индивидуальном наблюдении предметом обследования являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к своей работе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств сотрудника, имеющих большое значение для успешного выполнения функциональных обязанностей.

Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов коллектива: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме того, наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей сотрудников: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.

Психологическое наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения является лишь исходным материалом для наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы (карточки, протоколы, дневники наблюдения). Все данные наблюдения записываются, систематизируются, обрабатываются с учетом информации, полученной с помощью других методов.

К изучению работников организации методом наблюдения привлекаются самые различные категории лиц, имеющие с ними пря мой контакт. Нередко для повышения эффективности наблюдения создаются ситуации, в которых сотрудник мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в коллективах организуется и проводится психологом совместно с руководителями структурных подразделений. Оно включает первичное и последующее изучение. По мере необходимости психолог может провести инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в трудовых коллективах.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒