•    социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

•    особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

•    содержание наиболее предпочитаемой, интересующей сотрудника и доступной ему информации;

•    основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах сотрудника можно получить из карты профессионального психологического отбора. В эту карту заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период поступления на работу в организацию.

Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы опрашиваемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

•    анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;

•    анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

•    анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Индивидуальная беседа является более «психологичной» формой опроса. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы психолога с сотрудником организации является первичное индивидуальное знакомство с ним как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы сотрудника. Для психолога также важно выявить личные переживания сотрудника, в той или иной мере затрудняющие осуществление профессиональных обязанностей, его мнение о положении дел в коллективе, сослуживцах, руководителях и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится индивидуальная работа с сотрудником и вырабатываются рекомендации его руководителя.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒