2)    эти показатели рассматриваются в единстве с объективными и субъективными факторами, в условиях которых протекает социальная жизнь группы (блок определяющих переменных)',

3)    показатели, характеризующие межличностные отношения, анализируются в единстве с объективными показателями групповой эффективности как в производственной, так и в социальной сферах жизнедеятельности группы (блок зависимых переменных);

4)    исследование проводится на основе целого комплекса разнообразных методик, позволяющих получить и использовать как субъективную информацию в виде оценок, мнений и суждений членов изучаемой группы, так и информацию объективного характера.

Исследование межличностных отношений в коллективе начинается с «нулевого цикла», который включает в себя, помимо разработки программы и методик, знакомство с конкретным производством и выбор конкретных объектов исследования.

Основной объект исследования — это первичный трудовой коллектив как наименьшее структурное подразделение, возглавляемое официальным руководителем. Для сравнительного исследования отбираются наиболее типичные структурные подразделения, осуществляющие сходные виды деятельности.

По итогам изучения персонала организации разрабатываются рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формиройанию здорового моральнопсихологического климата, укреплению организованности и трудовой дисциплины, рациональному распределению сотрудников и индивидуализации воспитательного процесса.

Общие методы изучения взаимоотношений в группе

Работа по изучению взаимоотношений начинается с непосредственной работы по изучению отдельных сотрудников. По возможности охват изучением должен быть максимальным. Для выполнения задачи психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает необходимый результат. Основными методами, используемыми при изучении персонала, являются анализ документов, биографический метод, опрос (беседа, анкетирование) и наблюдение.

Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о сотруднике. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, данные профессионального психологического отбора, различные справки, отзывы о сотруднике и т.д. Их изучение и анализ позволяют:

•    выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у члена трудового коллектива тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к условиям деятельности и его профессиональное становление;

•    выделить в предыдущей учебной и производственной деятельности конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости и активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций и черт характера.

Предметом изучения являются:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒