Естественно, что члены трудового коллектива неодинаково выполняют свои обязанности — в любом структурном подразделений есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций. Такая система повышает эффективность управления человеческими ресурсами в силу действия следующих факторов.

1.    Положительное воздействие на мотивацию членов коллектива.

Сам факт участия в оценивании других членов коллектива и осознание, что другие оценивают тебя по четко заданным критериям, благотворно сказывается на мотивации каждого сотрудника, позволяет ему скорректировать свое поведение и добиться повышения качества своего труда.

2.    Планирование профессионального обучения.

Оценка членов трудового коллектива дает возможность определить пробелы в компетенции каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению.

3.    Планирование профессионального развития и карьеры.

Оценка сотрудников организации позволяет выявить их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет обоснованно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать должностной рост.

4.    Принятие решений о поощрениях, продвижениях, перемещениях.

Регулярная и систематическая оценка каждого члена коллектива предоставляет руководителям информацию, необходимую для принятия обоснованных решений при индивидуальной работе с подчиненными.

Названные выше факторы не действуют автоматически после внедрения системы оценки. Они реализуются тогда, когда выполняется ряд дополнительных условий.

Во-первых, система оценки и, главное, фактическая оценка деятельности персонала должны быть максимально объективны и восприниматься сотрудниками как таковые. Для придания объективности системе оценки ее критерии должны быть открытыми и понятными подчиненным.

Во-вторых, руководитель должен обладать достаточной компетентностью в оценивании подчиненных, уметь использовать потенциал психологов и социальных работников, службы персонала. Важным качеством руководителя является его восприимчивость к психологическим знаниям. Психологически грамотный руководитель использует полученные данные в качестве одного из разнообразных критериев для всесторонней оценки подчиненных.

Имеющиеся результаты оценки профессиональных качеств должны выступать для подчиненных в качестве стимулирующей, а не негативной информации. Это возможно при условии последующей разъяснительной работы руководителя коллектива с выделением качеств сотрудников, определивших общий их успех и затрудняющих достижения успехов в профессиональной сфере.

Сообщая оцениваемому результаты оценки, необходимо максимально объективно дать общую характеристику результатов его дея тельности, показать не только упущения, но и достижения. Важно вскрыть причины имеющихся у сотрудников достижений и промахов. Важной составной частью данной работы является определение направлений совершенствования для сотрудников-аутсайдеров и середняков, воодушевление их на дальнейшую продуманную и энергичную работу.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒