4.    Важным результатом проведения социально-психологической оценки персонала является последующая деятельность руководителя по урегулированию межличностных конфликтов в возглавляемом им коллективе. При этом руководителю следует использовать различные тактики взаимодействия с конфликтующими сторонами. Использование 17-шаговой схемы действий при разрешении конфликтов способствует результативности разрешения конфликтов в роли третьей стороны. Основным психологическим фактором, обеспечивающим эффективность данной деятельности, является конфликтологическая и конфликтная компетентность руководителя.

Глава ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА

14.1. Личностные причины возникновения конфликтных отношений в коллективе

Без знания причин возникновения и развития межличностных конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. В первую очередь при осуществлении психологической работы по профилактике конфликтов необходимо учитывать личностные причины их возникновения.

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с ин-дивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Основными личностными причинами конфликтов выступают: плохое развитие эмпатии; неадекватный уровень притязаний; акцентуации характера; оценка поведения партнера по общению как недопустимого; низкая конфликтоустойчивость и др.

   Плохое развитие эмпатии

Типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочув-ствованию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению.

   Неадекватный уровень притязаний

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

   Акцентуации характера

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

   Оценка поведения партнера по общению как недопустимого

Распространенной причиной конфликтов является оценка поведения партнера по общению как недопустимого. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Эти варианты могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения, относящегося к каждому из четырех указанных вариантов, зависит от индивидуальнопсихологических особенностей человека, его актуального психологического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера по взаимодействию укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое — к конфликту.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒