•    наличие опыта успешного регулирования конфликтов в прошлом;

•    знание ситуации, обстановки и особенностей конфликта.

3.    Настойчивость в действиях руководителя оказывается результативной только тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность конфликта особенно высока.

4.    Длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные.

5.    Характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество.

6.    Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов, которые должны определяться конкретной ситуацией.

   Тактики взаимодействия руководителя при разрешении конфликта

Тактики взаимодействия руководителя при разрешении конфликтов могут быть различными.

Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.

Давление на одного из оппонентов — ббльшую часть времени руководитель посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.

Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель — склонение сторон к примирению.

   Конфликтологическая компетентность

Для руководителя крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности. Условием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает в себя (Л. Петровская):

•    понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

•    формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации;

•    обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

•    умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

•    наличие навыков управления конфликтными явлениями;

•    умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

•    умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

•    умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;

•    наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

Нами выделяются две взаимосвязанные, но все же самостоятельные стороны компетентности руководителей в данной области.

Под конфликтологической компетентностью понимается знание сущности, типологии, функций, структурных элементов, динамики конфликтов, умение подвергать анализу ситуации конфликтного взаимодействия, осуществлять диагностику, выявлять причины конфликтов, применять эффективные способы разрешения возникших конфликтов, вести предупредительную работу по минимизации деструктивных факторов межличностного взаимодействия. В то же время в качестве самостоятельной мы выделяем конфликтную компетентность, которая заключается в умении адекватно отражать в психике ситуацию актуального конфликта, актуализировать свои конструктивные навыки взаимодействия в трудных ситуациях межличностного взаимодействия.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒