13.4. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов среди подчиненных

В результате опроса персонала нередко выявляются разногласия и конфликты между сотрудниками. Любой руководитель заинтересован в скорейшем прекращении конфликтов. Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликтов в организациях, является участие руководителей в их урегулировании.

Вмешательство руководителей в конфликт не всегда эффективно. Ситуации, с которыми сталкивается руководитель, всегда сложны и разнообразны. Выявлено, что вмешательство руководителей в конфликты между подчиненными в 67% ситуаций оказало положительное влияние, в 25% ситуаций оно не оказало влияния на разрешение проблемы, в 8% ситуаций было зафиксировано отрицательное влияние руководителей на итоги конфликта.

Имеется существенная разница, обратились ли за помощью к руководителю оппоненты, или же он вмешался в конфликт сам. Стороны сами обращаются к руководителю, когда:

•    объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно;

•    стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;

•    по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;

•    одной из сторон нанесен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту;

•    сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;

•    оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство руководителя в конфликт необходимо в ситуациях, когда:

•    происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;

•    одной из сторон массированно применяется насилие, в том числе психологическое;

•    руководителю лично невыгоден этот конфликт;

•    конфликт отрицательно влияет на других сотрудников (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);

•    стороны не пришли к согласию, а у руководителя есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

   Факторы, влияющие на эффективность деятельности руководителя по разрешению конфликта

Существует ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности руководителя по разрешению конфликта.

1.    Основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение руководителя-посредника, принять предлагаемое им решение.

2.    Эффективность данной деятельности определяется некоторыми особенностями руководителя, такими, как:

•    заинтересованность руководителя в урегулировании конфликта;

•    наличие знаний и профессиональных качеств по проведению регулирующего процесса, а также способности убеждать;


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒