Характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива.

Развивая эту мысль, Г.М. Андреева отмечает, что личность оценивается другими членами группы через индивидуальную долю в общем объеме деятельности, меру участия каждой личности в общем усилии. Такая оценка предполагает некоторые нормативы, с помощью которых она осуществляется. Г.М. Андреева показывает, что существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Будучи закреплены в оценках, они в определенном смысле как бы «предписываются» членам группы.

И.С. Кон выделяет четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание:

1) интериоризация, т.е. усвоение личностью оценок со стороны других членов группы;

2)    социальное сравнение прежде всего с другими членами группы;

3)    самоатрибуция, т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов;

4)    смысловая интерпретация жизненного переживания.

Особенности этих процессов обусловлены характеристиками группы: самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения (но лишь определенным образом: самооценка может идти и вразрез с мнением группы, что порождает сеть конфликтных ситуаций, например, в условиях школьного класса и т.п.); социальное сравнение предполагает наличие кого-то «среднего» как точки отсчета, а это представление о «среднем» также формируется в группе и т.д.

   Параметры субъективных отношений

Особое место при оценке личности в системе межличностных отношений занимают параметры субъективных отношений. Именно оценка параметров позволяет психологу осуществлять качественный анализ данных, полученных в результате исследований.

Б.Ф. Ломов выделяет следующие параметры субъективных отношений.

1.    Модальность. Любое отношение может быть положительным, отрицательным, нейтральным или амбивалентным. Некоторую особенность представляет собой определение того или иного отношения как нейтрального: нейтральность равнозначна безразличию, т.е. отсутствию какого бы то ни было субъективного отношения.

2.    Интенсивность. Интенсивность не является некоторой постоянной для личности величиной. Изменяясь в течение времени взаимодействия субъектов, интенсивность отражает динамику отношений, позволяет проводить сравнительный анализ и т.д.

3.    Широта (узость или богатство) субъективных отношений. В данном случае имеется в виду та совокупность объектов и сторон деятельности, к которым личность относится субъективно. Необходимо отметить, что далеко не все отношения, в которые объективно включена личность, приобретают субъективную окраску.

4.    Степень устойчивости субъективных отношений личности. Как и другие измерения, устойчивость формируется, измеряется и оценивается в процессе ее развития.

   Функции оценки взаимоотношений

Кроме того, отечественные психологи (В.Н. Мясищев, Г.М. Андреева и др.) выделяют функции оценки взаимоотношений. В качестве основных рассматриваются прогностическая и регулятивная функции.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒