К сожалению, сложившаяся во многих организациях практика свидетельствует о том, что работники, не вписывающиеся в коллектив, в том числе и в связи с проблемами в межличностных отношениях с руководителями или коллегами по работе, просто уходят из организации, в основном «по собственному желанию». Косвенно такое положение связано с отсутствием на многих предприятиях не только службы персонала, но и психолога. Негативное влияние подобной практики на морально-психологическое состояние самих работников, коллектива в целом и эффективность их труда сомнению не подлежит.

По нашему мнению, многие подобные факты имеют место вследствие отсутствия планомерной профилактической работы с членами коллективов. В качестве одной из действенных мер по предупреждению негативных явлений в коллективах мы рассматриваем регулярное проведение социально-психологической оценки персонала.

В данном разделе будут рассмотрены теоретические проблемы оптимизации оценки трудовых коллективов и повышения социальнопсихологической компетентности руководителей в оценке персонала, а также даны рекомендации по оптимизации руководства коллективами на основе использования модульного социотеста.

Глава

ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА И ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

12.1. Проблемы оптимизации управляемых систем в науке

Теоретические подходы к оптимизации управляемых систем

Термины «оптимум» и «оптимальность» происходят от лат. орtimus, что значит «наилучший», «совершенный», «наиболее благоприятный», «лучший из всех возможных». Иногда данные термины трактуют как «разумный» или «рациональный».

Изначально данные понятия носили и продолжают носить оценочно-субъективный характер, так как отражают явления материального и духовного мира через призму интересов и целей человека или социальной группы. В рамках выдвинутой во второй половине XIX в. теории «торгового баланса» оптимум интерпретируется как равновесие, устойчивость, баланс.

В 1922 г. в одной из своих работ немецкий экономист-социолог Ф. Оппенгеймер сформулировал экстремальный экономический принцип «наименьших средств», который считал основой рациональной деятельности человека. Здесь критерием оптимальности является цель деятельности, стремление к экономии, минимизации средств. Однако экономическая точка зрения на оптимальность в науке не единственная. Существуют и другие подходы, рассматривающие оптимальность по критерию, например, максимальности-минимальности удовлетворения потребностей людей.

Важнейшее значение в истории идей оптимальности имела постановка задач оптимизации управления, смысл которых заключается в поиске наилучших средств влияния на поведение системы. Непосредственное влияние на формулировку законов и принципов оптимальности оказало решение задач о быстродействии, рационе, транспортная задача и др. Многие из этих задач относятся к разряду «экстремальных». Теории решение подобных задач были построены только в 1950-х гг. В научном мире данные концепции обозначаются как теории оптимального управления. В 1975 г. Л.B. Канторовичу и Т. Купмансу за исследования по оптимальному использованию ресурсов была присуждена Нобелевская премия.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒