Глава

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ 2.1. Взгляды отечественных психологов на оценку личности и взаимоотношений в организации

В отечественной психологической литературе процесс формирования, развития и коррекции взаимоотношений часто связывают с оценкой этого процесса.

В.Н. Мясищев, в частности, пишет, что

...формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими и другими критериями поступков и переживаний человека.

Л.Я. Гозман отмечает, что при исследовании эмоциональных отношений необходимо постоянно помнить об их двойственном содержании — они выступают одновременно и как объективный процесс взаимодействия, и как субъективная оценка людьми друг друга.

Если первая сторона эмоциональных отношений изучается в русле проблематики общения, то вторая требует более широкого контекста изучения. Считается, что, для того чтобы оценочный аспект эмоциональных отношений стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с другими психологическими и социальнопсихологическими явлениями. Кроме того, необходимо вскрыть родовидовые отношения, связывающие его с другими, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т.д.

Межличностные отношения формируются на основе взаимных оценок. Однако внешний вид, стиль общения, поведения и деятельность человека оцениваются сослуживцами не сами по себе, а с тем, чтобы получить представление о его нравственных, деловых, коммуникативных и других качествах. Именно на основе оценки качеств личности сослуживца у окружающих формируется то или иное отношение к нему.

Среди всего спектра качеств, которыми обладает сослуживец, определяющее значение в формировании отношения к нему имеют его нравственные и деловые качества. Причем, как показывают исследования, в тех коллективах, где совместная деятельность носит индивидуально-групповой характер, взаимоотношения в преобладающей степени зависят от нравственных качеств. К числу таких коллективов можно отнести и учебные коллективы.

Важнейшей особенностью взаимоотношений является то, что эмоциональный компонент играет в их формировании весьма заметную роль. Содержание и степень выраженности эмоций и чувств, которые люди могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяют эмоции и чувства, способствующие взаимодействию и препятствующие ему. К первой группе относят чувства симпатии, уважения, положительные эмоции, ко второй — чувство неприязни, антипатии, отрицательные эмоции. Включаясь в межличностные отношения, индивид прогнозирует характер возможных симпатий и антипатий. Последнее связано с его возможностями правильно оценивать себя, других людей, их отношение к себе.

Связь между характером межличностных отношений в группе и формированием свойств личности, входящей в данную группу, показал B.C. Мерлин:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒